В середине января высокопоставленный путинский чиновник и дипломат, замминистра иностранных дел Рябков дал интервью телеканалу RTVI, где заявил о возможности размещения военной инфраструктуры РФ на Кубе и в Венесуэле.
Чуть позже для ощущения трепета от масштабности происходящих геополитических сдвигов к этому списку добавили еще и Никарагуа.
При этом тема о ракетах средней и меньшей дальности, раскручивавшаяся отдельно в рамках инициатив РФ о гарантиях безопасности, стараниями комментаторов вклинилась в сказанное Рябковым.
И стала восприниматься как неотъемлемая часть сделанных им заявлений, а несуществующие базы РФ в Латинской Америке мгновенно стали ракетными базами.
Однако с кубинским, венесуэльским и никарагуанским руководством создание военных баз РФ никто не обсуждал!
Неделю спустя посол РФ в Венесуэле Сергей Мелик-Багдасаров заявил, что слова замглавы МИДа Рябкова о создании российских военных баз на Кубе или в Венесуэле вызвали истерику на Западе, и о том, что Венесуэла намерена оказать РФ военно-техническую помощь в случае обострения отношений между РФ и США.
Отсюда СМИ сразу сделали вывод, что не сегодня-завтра Венесуэла официально пригласит РФ разместить на ее территории свою военную базу. И что речь идет именно о военной базе. Однако это не имеет ничего общего с действительностью.
С самого начала за рамками обсуждения данной темы остался вопрос: а согласовывал ли хоть кто-нибудь с кубинским, венесуэльским и никарагуанским руководством намерение “кремлевских” создать на их территории военные базы? И знали ли они вообще о таком намерении до заявления, сделанного Рябковым?
Мало того, конституцией, например, Венесуэлы напрямую запрещено создание иностранных военных баз на ее территории. Этот запрет можно обойти, только изменив конституцию. Что, впрочем, не распространяется на иностранные вооруженные контингенты, размещаемые на венесуэльских военных базах, принадлежащих вооруженным силам Венесуэлы.
Именно так в стране “прописан” кубинский корпус, насчитывающий в своих рядах до 20 тысяч бойцов. Контингент из РФ в случае необходимости там тоже готовы принять - но только на таких же условиях. База будет именно венесуэльской, а не российской, со всеми вытекающими ограничениями.
Кстати, именно так США содержат свою вооруженную группировку в Колумбии, где они присутствуют по договоренности: база - колумбийская, гарнизон - американский.
В Никарагуа ситуация схожая. Государство, в столице которого действуют официальные представительства не только Министерства обороны РФ и всех российских спецслужб, но даже и такой структуры, как следственный комитет РФ.
Но тем не менее на вопрос о реальности создания там военных баз РФ следует неизменный отрицательный ответ. Появление иностранной военной базы, самим фактом своего возникновения провоцирующей США к нападению, создает риски, на которые руководство Никарагуа не пойдет.
Что касается Кубы, то там ситуация и вовсе интригующая. РФ ушла с базы “Лурдес”, где размещался сначала советский, а затем российский Центр радиоэлектронного перехвата, в 2002 году. Кубинцы, что характерно, были против, но их мнения никто не спрашивал: ведь речь шла о чрезвычайно спешном и что самое главное - сугубо политическом решении.
С тех пор прошло 20 лет. На базу в какой-то момент пришли китайцы, ставшие ее новыми “постояльцами”. И теперь для того, чтобы вновь ее освободить для РФ, надо выселить “понаехавших”, восстановить инфраструктуру, и главное - получить согласие от кубинцев.
С последним будет сложно, потому что Китай для Гаваны сейчас важнее - он главный экономический партнер, спонсор и инвестор, и если кому и отдавать Лурдес, то лучше китайцам.
Так что возможность возвращения РФ в Лурдес связана с развертыванием масштабной экономической “помощи” Кубе в размерах, сопоставимых с оказываемой когда-то СССР.
А на это у “кремлевских” денег нет. Вернее, их деньгами управляют западные “партнеры” - те самые, которым “кремлевские” пытаются угрожать несуществующими военными базами.