"Атака века" Гибель немецкого лайнера "Вильгельм Густлофф"

Jan 30, 2022 01:16



Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Соответственно, немцы Восточной Пруссии имели определённые основания бояться мести со стороны Красной армии.

В октябре 1944 года первые части Красной армии уже были на территории Восточной Пруссии. Первым немецким городом, захваченным советскими войсками, был Неммерсдорф (ныне село Маяковское Калининградской области). Через несколько дней немцам удалось на некоторое время отбить город, в котором было задокументировано первое свидетельство массового насилия в отношении мирного населения Германии, и немецкая пропаганда начала широкую кампанию, обвиняя советских солдат в массовых убийствах и изнасилованиях.

В результате, количество добровольцев в ополчение Фольксштурм (нем. Volkssturm) увеличилось, однако одновременно возникла паника среди немецкого населения Восточной Пруссии и миллионы людей стали беженцами.


Более конкретной и непосредственной причиной зверств, совершаемых в отношении немецкого населения Восточной Пруссии, былакоммунистическая пропаганда ненависти, которая целенаправленно подстрекала советских солдат к насилиям и убийствам .



Начальником над советскими комиссарами-пропагандистами стоял злобный еврей Илья Эренбург. Один из его призывов, обращённых к советским войскам, гласил:

“Убивайте! Убивайте! Нет такого, в чем немцы не были бы не виновны - и живые, и ещё не родившиеся! Следуйте указанию товарища Сталина - раздавите фашистского зверя насмерть в его собственной берлоге. Сбейте расовую спесь с германских женщин. Берите их как законную добычу! Убивайте! Неудержимо двигаясь вперед, убивайте, доблестные воины Красной армии”

Разумеется, не все советские солдаты были палачами и насильниками - лишь некоторые из них. Многие сохранили нравственность и порядочность, которых не смог из них вытравить даже коммунизм.



Таким был Александр Солженицын.( на фото слева)  Он был молодым капитаном Красной армии, когда в январе 1945 года она вошла в Восточную Пруссию. Позже в “Архипелаге ГУЛАГ” он напишет:
“… все мы хорошо знали: окажись девушки немки - их можно было изнасиловать, следом расстрелять, и это было бы почти боевое отличие…
Поскольку Солженицын не следовал с должным рвением призывам товарища Эренбурга, политкомиссар подразделения сообщил о его неполиткорректности, и он был в феврале 1945 арестован и был сослан в ГУЛАГ, то есть в советский концлагерь.
Поэтому гражданские немцы в ужасе бежали из Восточной Пруссии, и для многих из них единственный путь к спасению лежал через студёное Балтийское море

К началу 1945 года количество беженцев резко возросло. Многие из них следовали к портам на побережье Балтийского моря. Для эвакуации огромного количества беженцев по инициативе командующего ВМС Германии Карла Дёница была проведена операция "Ганнибал", которая вошла в историю как крупнейшая эвакуация населения морем. Во время этой операции из Восточной Пруссии было вывезено почти 2 миллиона человек - на больших судах, а также на сухогрузах и буксирах.

30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско запускает торпеду в лайнер "Вильгельм Густлофф" с немецкими беженцами. Корабль стал одним из крупнейших, когда-либо потопленных советскими войсками. По числу жертв гибель "Густлоффа" входит в список крупнейших морских катастроф в истории.

Флагман немецкого круизного флота «Вильгельм Густлофф» сошел на воду в 1937 году. На нем отдыхали не сливки общества, а простые трудящиеся. Все каюты на корабле, независимо от класса, спроектировали одинаковыми (и при этом достаточно комфортабельными). Цены на круизы предлагались весьма демократичные.
Корабль назван в честь швейцарского активиста-нациста, убитого соотечественником-евреем, Давидом Франкфуртером. После войны власти помиловали убийцу, и он уехал в Израиль.
После начала Второй мировой судно переоборудовали в плавучий госпиталь. А после окончания французской кампании корабль сделали плавучей казармой школы подводников. В боевых действиях "Вильгельм Густлофф" не участвовал.



Власти бросили огромные ресурсы на эвакуацию по морю: задействовали все возможные корабли, и брали гораздо больше беженцев, чем вмещало судно.
Покинуть Восточную Пруссию удалось всем, но не все добрались до места назначения. Среди неудачников оказался и "Густлофф".

Лайнер вышел в последний поход переполненным. Беженцы все прибывали, и в конце их перестали даже считать. Потому до сих пор неизвестно число жертв. Минимальная оценка - 5 тысяч. По максимальной, на борту присутствовали 10,5 тысяч человек: около полутора тысяч - моряки-курсанты и тяжело раненные солдаты, а также экипаж судна, остальные - беженцы (включая 3 тысячи детей).

Корабль шел, сияя как рождественская елка, во избежание столкновения с немецкими тральщиками. Разумеется, "Густлофф" заметила советская подлодка. Возможна бы не догнала лайнер, не иди тот значительно медленнее привычной скорости (корабль шёл на скорости всего 12 узлов (22,2 км/ч) из-за перегруза и повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках.
Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага.
В начале десятого часа вечера 30 января корабль атаковали. Всего в "Густлофф" попали три торпеды. На корабле началась паника и давка.

Большинство пассажиров даже не знали, как воспользоваться лодками. Спасательные жилеты не пригодились: зимой в воде Балтийского моря дольше десяти-пятнадцати минут не продержаться.
Через час корабль затонул. К месту трагедии успели подойти несколько судов. Они спасли пассажиров, сумевших воспользоваться лодками. Предполагается, что выжили 1,5-2,5 тысячи пассажиров.

Капитан Маринеско не мог, не знать, кого перевозит атакованный корабль. Хотя и немцы не наносили на борта защитные опознавательные знаки, поскольку в спешке не хватало времени. Да и не факт, что знаки помогли бы.
Затопления судов, перевозивших беженцев, случались сплошь и рядом.

Англичане за неделю до окончания войны пустили на дно немецкий корабль «Кап Аркона» с 5,5 тысячи узников концлагерей. Британцы ошиблись, полагая, что на судне плывут немецкие военные и эсэсовцы.

Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках и современных российских) до осуждающих (в большинстве иностранных источниках, а также в части российских 90-х, начала 2000-х годов)



Так например в журнале Огонёк (2001, № 39), в статье «Легенда о Маринеско»

В жестокий шторм около 23.00 подводная лодка «С-13» под командованием А.И. Маринеско потопила в Данцигской бухте на глазах кораблей охранения 9-палубный чудо-корабль, последнее слово техники - фашистский лайнер "Вильгельм Густлав", на борту которого из Кенигсберга уходил цвет фашистского подводного флота: 3700 офицеров, экипажи для 70 - 80 новейших подводных лодок 26 серии. На лайнер погрузились высокопоставленные чиновники (22 гаулейтера земель польских и восточно-прусских), генералы и высшее командование, а также вспомогательный женский батальон (эсэсовки, надзирательницы в концлагерях) - 400 человек. Подвиг моряков-подводников был назван "атакой века ".

В Германии, как и после Сталинграда, был объявлен трехдневный траур. Командир конвоя был расстрелян по личному приказу Гитлера. Капитан Маринеско был объявлен его личным врагом. Командир дивизиона подводных лодок А. Орел представил Маринеско к присвоению звания Героя Советского Союза, а экипаж лодки - к присвоению почетного звания Гвардейский. Ни первого, ни второго сделано не было из-за дисциплинарного проступка командира накануне выхода в море. Лишь в 1990 году Маринеско посмертно был удостоен заслуженной им награды».

Вышеприведенная цитата из «Истории Великой Отечественной войны» - откровенная ложь. Потому что атакой века потопление «Вильгельма Густлава» можно считать лишь с одной стороны - никогда еще столь малочисленное подразделение не уничтожало за один раз такого количества людей.

Даже в знаменитой бомбардировке Дрездена, когда было убито 25 тысяч жителей, участвовали несколько тысяч летчиков.

Что же за корабль потопил Маринеско и кто на самом деле находился на его борту?.. Заложенный 5 мая 1937 года в Гамбурге "Вильгельм Густлав" не был местом отдыха для элиты рейха. Судно строилось обществом  "Сила через радость " для активистов германского «Рабочего фронта» - аналога наших профсоюзов. С началом Второй мировой его переоборудовали в госпитальное судно, а в конце 1940 года - в плавучую  "учебку ".
На корабле разместились курсанты 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводного плавания и их преподаватели-офицеры. В советских сообщениях именно им, имевшим в лучшем случае теоретическую подготовку, предстоит превратиться в  "элиту подводного флота рейха ". Из числа находившихся на борту мужчины составляли 1400 человек, женщины - 2000 и дети - 3100.

Вечером 30 января теплоход вышел навстречу своей судьбе. Из охранения у него был только эсминец «Леве». 11 января 1945 года покинула базу и подводная лодка «С-13» под командованием Маринеско.

Видимо, это была единственная "штрафная" подводная лодка в истории флота: возвращаться без победы командир права не имел. Дома его ждал трибунал - в новогоднюю ночь Маринеско с товарищем покинули борт, вернувшись лишь через трое суток, да еще и успели  "повыяснять отношения " с местным населением

Случай был далеко не первый: еще в 41-году Маринеско был исключен из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство. Но командующий Балтфлотом решил, что в то время, когда на всем флоте оставалось лишь пятнадцать лодок, отдавать Маринеско под трибунал неразумно. Поэтому суд заменили возможностью "искупить вину в предстоящем походе ".

До этого похода Маринеско похвастаться было особенно нечем. В его активе был лишь поврежденный рыболовный траулер  "Зигфри "». Тем более понятна ярость, с которой он рвался в бой. В 21.10 30 января «С-13» обнаружила  "Густлав ". Корабль шел по прямой, с включенными навигационными огнями. Эсминец «Леве», не выдержав шторма, отстал к тому времени от него на несколько миль.
Первая атака была неудачной. В течение двух часов лодка преследовала ничего не подозревающий теплоход, который даже не пытался маневрировать
. Вторая атака по сути в полигонных условиях не могла не быть успешной. В 23.08 три торпеды из четырех поразили лайнер.

Как только стало понятно, что корабль обречен, на палубах началась жуткая давка. Спасательные средства лайнера не были рассчитаны на такое количество пассажиров. Правило «женщины и дети - вперед» сослужило здесь плохую службу: расписанные по шлюпкам в качестве гребцов и рулевых матросы лайнера в большинстве погибли при взрыве.

На подоспевшем «Леве», подобравшем из воды более 1000 человек, больше не было места. Другие корабли смогли подойти к месту трагедии лишь через два с половиной часа. За это время большинство тех, кто находился в ледяной воде (температура воздуха была минус 18), захлебнулись или умерли от переохлаждения. Люди продолжали умирать даже после того, как их доставали спасательные суда.
Не считая женщин и мужчин, в ледяной воде погибло почти 3000 детей. ( по данным Википедии 5000 детей)

Гитлер воспринял сообщение о трагедии «Вильгельма Густлава» удивительно равнодушно. Ни в какие списки врагов Маринеско не попадал. Траур тоже не объявлялся, да и не мог объявляться - о гибели теплохода официально сообщено не было.
И капитан Петерсен, и командир сил охранения Леонхардт не были расстреляны и дожили до
9 мая 1945 года.
_____________________________________



Маринеску в Форосе (Крым) в 1963 году

После окончания войны жизнь Маринеско не сложилась. Его представили к Герою Союза, но орден не дали и разжаловали в лейтенанты из-за пьянства.
После войны Маринеско получил срок за растрату, отсидел три года и работал в лагере топографом.
Умер в 1963 году, пятидесятилетним, а звание Героя получил посмертно, после публикации в газете 'Известия.

Маринеско родился в Российской Империи, в городе Одесса. В СССР автора самого громкого потопления Второй мировой любили называть молдаванином. На самом деле подводник Маринеско по этническому происхождению наполовину румын (по отцу), на другую - украинец (по матери).

германия, история, вторая мировая, ссср

Previous post Next post
Up