Ровно 200 лет назад, 11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский - гений русской литературы и один из самых значимых мировых писателей.
Фёдор Достоевский.-автор 8 романов, 22 повестей и рассказов, 6 очерков, а также 9 стихотворений, известных на сегодняшний день, и оставившего огромный след в истории культуры России и всего мира.
Его по праву считают непревзойденным художником-реалистом, анатомом человеческой души, страстным поборником идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.
Достоевский родился в дворянской семье, но это была та часть дворянства, которая звалась захудалой. Дед писателя был униатским священником, перешедшим в православие. Отец - военным врачом, с большим трудом заработавшим потомственное дворянство. Мать Достоевского происходила из купеческого рода, но 3-й гильдии, самой бедной, в которую зачастую входили вчерашние крестьяне, заработавшие немного деньжат и постоянно балансировавшие на грани разорения и банкротства.
Когда Федору было десять лет, его отец приобрел бедное имение в Тульской губернии, куда семья переехала из Москвы. Больших денег в семье не водилось, тем не менее отец - очень требовательный человек, был намерен дать сыновьям достойное образование. После смерти матери Федор и его брат Михаил были отправлены отцом в пансион Костомарова. Отец рассчитывал, что дети получат образование в Главном инженерном училище.
Федор, однако, к инженерной работе никакого призвания и страсти не имел, «заболев» литературой. Однако профессии литератора в те времена не существовало, литература была уделом богатых аристократов с массой свободного времени и отсутствием хлопот по обеспечению себя. Так что пришлось ему доучиться и затем некоторое время прослужить в Петербургской инженерной команде.
Параллельно с работой он начал переводить иностранные романы на русский язык, рассчитывая заработать на этом. Одновременно пытался писать своё. В итоге Достоевский бросает инженерное ремесло и сосредотачивается на написании романа «Бедные люди».
Свое сочинение он сумел передать уже маститому тогда Некрасову, которому оно очень понравилось. Мэтр отрекомендовал его критику Белинскому, который в ту пору одним словом мог возвести начинающего писателя в гении.
Белинский от романа пришел в восторг, о Достоевском заговорил весь литературный Петербург. Его стали зазывать на литературные вечера, о нем пошла слава молодого гения.
Но слава продлилась лишь несколько месяцев. Столица не приняла нескладного Достоевского, который из-за своей излишней впечатлительности очень скоро стал поводом для анекдотов и насмешек. Тургенев, поначалу «влюбившийся» в молодого писателя, очень скоро стал жестоко подтрунивать над ним, что закончилось долгой враждой между ними. Достоевскому посвящали едкие эпиграммы, сам же он по молодости и неопытности считал, что ему просто завидуют.
Вторая работа Достоевского - «Двойник», была разбита в пух и прах. Писателя свергли с пьедестала, и он покинул кружок Белинского, обиженный и оскорбленный. Вскоре он сошелся с Петрашевским, кружок которого начал посещать.
Этот кружок привел к резкому изменению в судьбе писателя. Разумеется, в кружке велись крамольные разговоры, и если бы дело ограничилось только болтовней начинающих писателей, возможно, серьезных последствий бы не было. Но постепенно в кружок стали приходить офицеры, а в Европе начались революции. В итоге петрашевцев разгромили.
В историю они вошли прежде всего благодаря знаменитой инсценировке казни. В конечном счете Достоевский после смягчения наказания был приговорен к 4 годам каторги и разжалованию из поручиков в солдаты.
Писатель полностью отбыл свой срок и, как и все каторжники, после освобождения остался в Сибири. В Семипалатинске он поступил на службу рядовым.
Правда, уже скоро стал унтер-офицером. Старый знакомый писателя, барон Врангель, через генерала Тотлебена ходатайствовал за писателя перед новым императором.
Вскоре Достоевский был прощен и повышен до офицерского звания прапорщика. В Сибири он провел еще некоторое время, поскольку женился.
В 1859 году, через десять лет после разгрома петрашевцев, Достоевский возвращается в столицу. Вместе с братом они создают свой журнал, и вскоре писатель вновь добивается оглушительной популярности.
Петербург Федора Достоевского
«Записки из мертвого дома» стали первым в русской литературе произведением, затрагивающим каторжный быт. Произведение ждал абсолютный успех, о Достоевском вновь заговорили как о гении.
После этого Достоевский выезжает за границу, где впервые сталкивается с болезнью, которая долгое время будет преследовать его. Речь идет не об эпилепсии, а об отчаянной игромании.
В отличие от Некрасова, который на картишках сделал целое состояние, Достоевский играть не умел. Его перехлестывал азарт, и если даже он и выигрывал крупные суммы, вскоре спускали их. Потом просил родных или друзей прислать ему деньги для оплаты долгов, но проигрывал и их.
Тем не менее, безудержная лудомания способствовала семейному счастью писателя. Первый его брак не сложился. В очередной раз проиграв огромную сумму в казино, для оплаты долгов он заключил с издателем договор об издании романа. Контракт был абсолютно жесточайший: если писатель не успевал закончить роман за месяц, издатель получал право бесплатно издавать любые его произведения в следующие 9 лет.
Чтобы успеть, Достоевский по совету друзей нанял стенографистку и умудрился надиктовать ей один из самых знаменитых своих романов меньше чем за месяц и таким образом избежать кабалы и разорения. Стенографистка эта стала женой писателя.
Достоевский по-прежнему был одержим идеей разбогатеть в казино, он строил изощренные схемы выигрышей, но все было тщетно - рулетка всегда побеждала, а писатель вынужден был закладывать даже украшения супруги.
Только в начале 70-х Достоевский справился с пагубной привычкой. Произошло это весьма буднично - после одного из проигрышей (далеко не самого крупного) Достоевский внезапно осознал, что больше не хочет во что бы то ни стало отыграться. Да и вообще играть. Пожиравшая его страсть исчезла без следа.
Новая жена навела порядок и в сумбурной и хаотичной финансовой деятельности писателя. Достоевский плохо обращался с деньгами, достаточно крупные суммы уходили как сквозь пальцы. Взяв на себя решение финансовых вопросов, супруга наконец обеспечила Достоевскому (который порой вынужден был прятаться от кредиторов) спокойную жизнь.
В последние годы жизни Достоевский стал общепризнанной величиной, хотя в золотой век русской литературы у него было множество конкурентов. Он обедал с великими князьями, встречался с цесаревичем (будущим Александром III), должен был возглавлять делегацию русских литераторов на Международном литературном конгрессе в Париже (не попал из-за смерти сына).
Достоевский умер в 1881 году в статусе звезды русской литературы. Но настоящая всемирная слава пришла к нему уже после смерти. Веком Достоевского оказался не XIX, а ХХ век - современники не поняли и не оценили многих его работ. По влиянию на мировую литературу он встал на один уровень с Толстым.
Ницше называл его единственным психологом, у которого он учился. Геббельс до вступления в нацистскую партию обожествлял Достоевского, перечитывал каждую его книгу десятки раз и боготворил князя Мышкина, на которого мечтал походить. Фрейд ставил Достоевского в один ряд с Шекспиром и называл «Братьев Карамазовых» величайшим романом в истории литературы. Эйнштейн также обожал этот роман.
Горький, недолюбливавший писателя за его политические взгляды, тем не менее признавал, что он второй гений в литературе после Шекспира. Им восхищался Папа Римский, а его романы экранизировали выдающиеся режиссеры с мировым именем. О его огромном влиянии на свои взгляды говорил Сартр - один из самых известных и влиятельных философов ХХ века.
Книги Достоевского до сих пор переиздают большими тиражами на большинстве мировых языков. Писатель знаменит и на Западе, и на Востоке (например, Достоевский стал одним из популярнейших писателей в Японии начиная с послевоенных времен).
Сейчас уже трудно поверить, что человек, ставший одним из краеугольных камней мировой культуры, при жизни оценивался всего лишь как хороший писатель, а современники долгое время считали того же Тургенева гораздо более крупным деятелем, чем он.11 ноября 1821 года родился Федор Достоевский - гений русской литературы и один из самых значимых мировых писателей.
О чем не рассказывают в российских школах на уроках литературы,а в университетах стараются обходить стороной, так это еврейский вопрос в творчестве Достоевского. А между тем отношение писателя к евреям занимает особое место в публицистике и художественных произведениях Достоевского.
Надо признаться что иудеев Фёдор Михайлович не любил: в его произведениях вы не найдёте среди героев хороших иудеев. Они всегда жалкие, подлые, наглые, трусливые, бесчестные, алчные и опасные. Но, на то у писателя были причины и весьма веские.
Авторы современной электронной еврейской энциклопедии, чтобы не навешивать клеймо антисемита на русского писателя с мировым именем,
предпринимают жалкие попытки объяснить столь негативное отношение к евреям традиционной враждой христианина и иудея (писатель был глубоко религиозным человеком), как бы оправдывая Достоевского: уж очень задевает «богоизбранный» народ подобное отношение к себе великого русского писателя.
Но ещё больше они боятся того, что еврейская тема в творчестве писателя станет широко известной и будет активно обсуждаться в обществе, что среди филологов кто-нибудь заинтересуется и займётся всесторонним исследованием этой темы и, возможно, обнаружит, что причина нелюбви писателя к евреям мало связана с его религиозностью.
Существует мнение, что Ф. М. Достоевский не любил евреев и даже испытывал к ним антипатию. Вероятно, на эту мысль наталкивают комментарии, о евреях и "жидах" в романах Достоевского. Комментарии эти встречаются в романах не так часто, хотя и носят порой ироничный характер.
Особенно подробно «еврейский вопрос» освещён Достоевским в «Дневнике писателя» - сборнике публицистических и художественных произведений, выходившем 1873-1881 годах.
«Дневник писателя» интересен, прежде всего, тем, что содержит отклик Достоевского на события, происходившие в его время. Своего рода документ эпохи. Правда в том, что Достоевский не питал ненависти или нелюбви к евреям. Однако Достоевский действительно считал, что евреи как нация отличаются от русского народа своими взглядами и менталитетом. Некоторые взгляды евреев Достоевский не разделял. И не стеснялся об этом говорить. Достоевский настаивал на том, что евреи как нация имеют свои особенные национальные черты - отличные от черт русского народа. В этом, пожалуй, и заключалась суть "еврейского вопроса" Достоевского. Он предвидел ужасы от засилья жидов и пытался предупредить всех об их деятельности.
В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский выражает обеспокоенность повсеместным распространением алкоголизма среди русских людей: «Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц?» Размышляет над дальнейшей судьбой народа:
«Если дело продолжится, если сам народ не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов. Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным. Мечта скверная, мечта ужасная, и - слава богу, что это только лишь сон!»
Увы, страшный сон писателя стал явью спустя почти полтора столетия. Но дальше Достоевский пишет:
"Не раз уже приходилось народу выручать себя! Он найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил; найдет в себе начала, охраняющие и спасающие, - вот те самые, которых ни за что не находит в нем наша интеллигенция. Не захочет он сам кабака; захочет труда и порядка, захочет чести, а не кабака!"
Сбывается и это пророчество писателя: все больше и больше людей просыпается из алкогольного сна, осознаёт разрушительную силу спиртного яда и выбирает трезвую жизнь.
В «Дневнике писателя» за 1876 год Достоевский говорит об экономическом засилье евреев, о многовековой особенности этого народа приносить с собой в чужие земли разорение. Попутно продолжает размышлять о дальнейшей судьбе русского народа, освобожденного от крепостной зависимости:
«Вообще если б переселение русских в Крым (постепенное, разумеется) потребовало бы и чрезвычайных каких-нибудь затрат от государства, то на такие затраты, кажется, очень можно и чрезвычайно было бы выгодно решиться. Во всяком ведь
случае, если не займут места русские, то на Крым непременно набросятся жиды и умертвят почву края. (Дневник писателя. Июль и август, 1876 г.)
«Вон жиды становятся помещиками, - и вот, повсеместно, кричат и пишут, что они умерщвляют почву России, что жид, затратив капитал на покупку поместья, тотчас же, чтобы воротить капитал и проценты, иссушает все силы и средства купленной земли. Но попробуйте сказать что-нибудь против этого - и тотчас же вам возопят о нарушении принципа экономической вольности и гражданской равноправности.
Но какая же тут равноправность, если тут явный и талмудный Status in Statu (Государство в государстве (лат.).
Об этом термине подробнее можно прочитать в «Дневнике писателя» за март 1877 г.) прежде всего и на первом плане, если тут не только истощение почвы, но и грядущее истощение мужика нашего, который, освободись от помещиков, несомненно и очень скоро попадёт теперь всей своей общиной в гораздо худшее рабство и к гораздо худшим помещикам - к тем самым новым помещикам, которые уже высосали соки из западнорусского мужика, к тем самым, которые не только поместья и мужиков теперь закупают, но и мнение либеральное начали уже закупать и продолжают это весьма успешно» (Дневник писателя. Июль и август, 1876 г.)
Ни один писатель во всем мире не оказал такое сильное влияние на читателя, как Федор Достоевский, раскрывший в своих произведениях глубину внутреннего мира человека, его терзания и поиск Бога.
Достоевский изменил представления о литературе и о человеке. "Такого глубокого интереса к внутреннему миру человека, к тому, что происходит его в душе, до Достоевского не было ни у одного автора художественной литературы. И, наверное, ни у кого другого из писателей нет такого сильного влияния на читателя во всей мировой литературе, как влияние Достоевского. Это был от Бога писательский талант!
Для современного образованного человека не знать ничего о Достоевском, не прочитать ни одного его произведения немыслимо. За 200 лет произведения писателя не потеряли своей актуальности, они важны для современных читателей не меньше, чем волновали современников Достоевского, поскольку рассказывают "не о сиюминутном, а о том, что для человека в веке позапрошлом и веке нынешнем одинаково важно",
Читайте Достоевского!