24 октября 1960 года. "Катастрофа Неделина"

Oct 24, 2021 22:00




24 октября 1960 года на космодроме Байконур произошла крупнейшая в истории советской ракетной техники катастрофа.
В результате грубейших нарушений техники безопасности на космодроме произошел взрыв, унесший жизни 78 человек (по минимальным оценкам), в том числе и командующего ракетными войсками стратегического назначения Неделина. На Западе эта трагедия известна как "Катастрофа Неделина"- англ. Nedelin catastrophe.

Информацию о катастрофе была строго засекречена. Простые советские граждане так и не узнали о ней. Гибель маршала Неделина, похороненного в Кремлевской стене, была списана на некую авиакатастрофу. Хотя кое-какие слухи на Запад всё же просочились,но власти СССР официально признали катастрофу только в 1989 году, впервые опубликовав информацию о ней.

Подготовка к запускам велась под давлением начальства, в "преступной спешке и неорганизованности". Никита Хрущёв как раз вернулся из Нью-Йорка, где он "стучал ботинком" на заседании Генеральной ассамблеи ООН.

К тому же приближалась годовщина Октябрьской революции, поэтому в худших традициях советской власти Неделин во что бы то ни стало хотел запустить ракету, пренебрегая мерами безопасности.

В условиях холодной войны и гонки вооружений ракетная техника развивалась в мире семимильными шагами. Едва ли не каждый год появлялись все более совершенные образцы баллистических ракет. Огромные надежды советское руководство возлагало на проект баллистической ракеты Р-16. Ожидалось, что она будет лишена недостатков ранних моделей ракет (слишком долгая подготовка к запуску и невозможность долгого нахождения в заправленном виде).

Разработка новой МБР началась в ОКБ-586 под руководством конструктора Янгеля. После очередного обострения отношений с США, связанных с Берлинским кризисом, советское руководство потребовало как можно скорее завершить работу над МБР. Испытания Р-16 назначили на осень 1960 года.
При подготовке первого старта все очень спешили, чтобы успеть провести старт до очередной годовщины Октябрьской революции. Выбрали дату - 23 октября.

Но спешка и испытания новейшей техники (на Р-16 использовались высококипящие компоненты топлива, что позволяло значительно продлить время хранения заправленной ракеты) плохо совместимы.
За час до старта начались неполадки. Пиромембраны сработали, но не те и не там, где нужно. Старт пришлось отменить.
При этом ракета уже была заправлена и могла находиться в подобном состоянии не более суток. Позже пришлось бы сливать топливо и прочищать все баки и переборки. Эти работы заняли бы месяц.



Ракета Р-16

На первый пуск новой МБР приехал главный маршал артиллерии Неделин, командовавший всеми ракетными войсками стратегического назначения.
Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобного. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб.
Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.

Он был одним из инициаторов доработки ракеты прямо на старте, предложив поправить неполадки прямо на заправленной ракете и перенести время старта на 24 октября.
Весь день техники вносили доработки: заменили пиропатроны, а также внесли коррективы в главный распределитель систем управления 1-й ступенью ракеты.

Люди откровенно побаиваются, конструкторы пытаются отговорить Неделина. Тот невозмутим. Боевой полководец, отлично проявивший себя на фронтах Великой Отечественной, потребовал стул, садится на него в двадцати метрах от ракеты и утверждает, что все будет в порядке.
Все до время старта маршал Неделин с группой конструкторов, а также руководителей космодрома Байконур, сидели на стульях в двух десятках метров от заправленной ракеты.
Не ушли они даже тогда, когда была отдана команда на подрыв пиромембран топливных баков. Около 7 часов вечера объявили 30-минутную готовность, программный токораспределитель перевели «в ноль» (чтобы исключить ложные срабатывания пиропатронов). И тут внезапно (из-за замыкания контактов запуска пиростартера) включился двигатель 2-й ступени.
Его струя ударила прямо в топливные баки и бак окислителя.
Стартовую площадку мгновенно залило морем огня.

Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.



Все, кто сидел с Неделиным и работал с ракетой, погибли. Главный конструктор Янгель чудом спасся, за несколько минут до взрыва отойдя в курилку. Теперь ему предстояло сообщить Хрущеву о крупнейшей аварии в истории ракетной техники.

И дело было не только в количестве погибших, но и в том, кто погиб. Помимо военнослужащих и техников, обслуживавших ракету, погибли - командующий РВСН маршал Неделин, заместители Янгеля - Концевой и Берлин, главный конструктор ОКБ-692 (занимавшийся системами управления) Коноплев, заместитель начальника Байконура Носов, начальники двух управлений космодрома Григорьянц и Осташев, заместитель главного конструктора ОКБ-456 (занимавшийся разработкой двигателей) Фирсов, заместитель председателя государственного комитета Совмина по оборонной технике Гришин.

image Click to view



Начальник Байконура Герчик чудом выжил, получив серьезные ожоги. Главным везунчиком оказался главный конструктор ОКБ МЭИ Богомолов, который за компанию с Янгелем ушел в курилку, хотя сам не курил.

Сам конструкто Янгель, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку.
Вместе с ним в курилку отошли Иосифьян (член Госкомиссии, главный конструктор и директор ВНИИЭМ) и не куривший Богомолов (член Госкомиссии, главный конструктор ОКБ МЭИ). По версии Б. Е. Чертока, они хотели уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь.

Всего жертвами неудавшегося запуска стали 78 человек (встречаются и другие данные, в частности, 84 человека, 92 и даже 126 погибших, однако официально Госкомиссия насчитала 78 жертв, эти данные были подтверждены повторным пересмотром уже после распада СССР).

Той же ночью на Байконур вылетела правительственная комиссия во главе с Брежневым.

К 41-й площадке стягивались медики и пожарные. Среди выживших многие получили страшные ожоги. Их сразу же отправляли в госпитали. Трупы складывались в специальном помещении для дальнейшего опознания. Это было нелегко, так как многие погибшие были обезображены до неузнаваемости. Например, на месте гибели Неделина смогли найти только оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва часы и маршальский погон, а Коноплёва опознали по росту (он был самым высоким на площадке.




Из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону в срочном порядке всю ночь прибывали госпитали. 14 человек, которым требовалась пересадка кожи, были эвакуированы в Москву, в Центральный военный госпиталь имени Бурденко.
Поздно вечером М. К. Янгель имел тяжёлый разговор по телефону с Н. С. Хрущёвым. Когда Янгель доложил о гибели Неделина, главного конструктора системы управления Коноплёва, заместителя Глушко Фирсова и двух своих заместителей, Хрущёв довольно бесцеремонно спросил: «А где в это время находился технический руководитель испытаний?»
Янгель воспринял это как недоверие правительства и просил подчинённых, в случае чего, продолжать сохранять взятое направление работ

Янгель уже готовился распрощаться с креслом главного конструктора (через несколько дней после катастрофы у него случился инфаркт), но наказывать никого не стали. К следующим запускам было решено создать строгую систему мер безопасности, которые исключат повторение подобных трагедий.

Ровно через три года - 24 октября 1963 года, на Байконуре вновь произошла катастрофа, тоже при запуске МБР. Погибло 8 человек. С тех пор этот день стал считаться у ракетчиков и космонавтов несчастливым - никаких запусков в эту дату больше не производится.

история, катастрофы, ссср

Previous post Next post
Up