В России дорожает практически всё, но в чем же главная причина роста цен?
Причинами роста цен на товары и услуги в РФ кремлевские чиновники, отвечающие за экономику, называют наиболее часто - последствия борьбы с пандемией, вливание значительных сумм денег в мировую экономику, а также рост внутреннего спроса со стороны населения при невозможности быстро удовлетворить этот спрос предложением товаров. Причем конкретной статистики никогда не приводят.
Но откуда, спрашивается, берется рост цен на продукты питания на фоне снижения покупательной способности? Или при рекордных показателях снижения численности населения?
Например, ушедшие в мир иной пенсионеры вряд ли формировали высокий спрос на дорогие товары, но, несмотря на их уход, социально значимые товары подорожали, причем значительнее всего. Так откуда же взялся высокий внутренний спрос, якобы породивший рост цен?
Может быть, производство новых партий товаров дорожало на фоне всеобщего роста цен на то же сырье? Или, быть может, этот рост цен спекулятивный, в том числе за счет искусственно формируемого роста спроса? А может быть так, что, несмотря на снижение численности населения и объемов потребления, кремлевский бизнес хочет получать все ту же маржу? Это помимо переноса с мирового рынка роста цен на внутренний рынок. Но все же при чем тут тогда внутренний спрос именно со стороны населения?
Между тем некоторые обратили внимание на впервые использующийся россиянским Минфином термин “перегрев”, которым это ведомство характеризует сложившуюся в этом году ситуацию на потребительском рынке в “Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”.
В экономической теории под перегревом экономики понимается неспособность производственных мощностей страны удовлетворить возросший спрос на товары и услуги.
Его признаками принято считать высокий рост ВВП, ускорение инфляции, снижение уровня безработицы, дефицит производственных мощностей, а основной причиной - необоснованно большие государственные расходы.
К внутренним причинам перегрева на потребительском рынке Минфин относит опережающий рост спроса в 2021 году по отношению к производственным возможностям. Из внешних факторов это ведомство выделяет бюджетно-кредитную накачку деньгами в развитых странах и глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах. Указанные факторы якобы и формируют “повышенный инфляционный фон”. При этом путинское министерство нехотя признает, что наиболее острая ситуация складывается с ценами на продовольственные товары массового спроса.
Остается открытым вопрос: откуда взялся высокий спрос на внутреннем рынке, в частности на товары массового потребления? Из-за разовой раздачи некоторым группам населения 5 тысяч рублей?
Едва ли. По данным Росстата, число получателей пенсий в 2019 году сократилось на 319 тысяч, в 2020-м - на 569 тысяч, а в первом полугодии 2021-го - на 622 тысячи человек. Даже если считать, что в среднем каждый пенсионер получал по 10 тысяч рублей, то выходит, что экономика не получила спроса как раз на товары массового потребления в первом полугодии на сумму в размере более 6,2 млрд рублей. А в целом с убылью населения спрос должен был упасть и того больше.
Может, внутренний спрос вырос из-за материнского капитала? Но, как известно, его нельзя потратить на продукты питания. Или, может, это льготная ипотека сформировала спрос на продукты? Абсурдное предположение. Какие необоснованные госрасходы, если ссылаться на экономическую теорию, могли повлечь перегрев потребрынка? Да никакие. Так что же послужило росту внутреннего спроса? Кредитная политика? Неужто это кредитование сместило спрос на товары массового потребления таким образом, что сокращающееся население стало больше кушать?
Нет, искать причины роста цен в путинской РФ с помощью экономических законов бессмысленно. Невидимая рука рынка здесь совершенно не при чем.
В РФ цены растут по одной единственной причине - Путин и компания стремятся отнять у населения как можно больше денег. Всеми доступными способами, каковые можно свести к трем основным: платить как можно меньше, облагать налогами как можно больше и продавать как можно дороже.