В начале сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, самые большие людские потери в которой понес руководимый сталинским руководством Советский Союз.
Капиталистические участники антигитлеровской коалиции как могли старались беречь своих солдат и предпочитали участвовать в этом “диалектическом противостоянии”, главным образом, материально.
В начале 2000-х из до сих пор засекреченных военных архивов всплыл интересный документ - донесение председателя КГБ Семичастного первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву, докладная 1447 от 27 мая 1963 года о маршале Жукове.
В донесении излагались его слова об американском участии в той войне. “…Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых бы мы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин. У нас не было взрывчатки, пороха, не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой.
А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии…” Говорил это Жуков за 6 лет до выхода его мемуаров “Воспоминания и размышления”. В книге он, что характерно, написал, что американская помощь по ленд-лизу особой роли в ходе войны не играла, очень сильно преуменьшив количество танков и самолетов, полученных СССР от западных союзников.
На самом деле за время ленд-лиза союзники, в первую очередь США, обеспечили: 53% всех потребностей СССР во взрывчатке, включая порох, 76% потребностей в меди, 106% относительно внутреннего производства, то есть больше, чем все советское производство - в алюминии, 223% - в олове, 138% - в кобальте, 23% от внутреннего производства - в авиабензине, 62% - в автомобильных шинах, 66% - потребностей сахара, 480% - мясных консервов, 107% - животных жиров, практически весь сульфаниламид и пенициллин.
С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил: 22 150 самолетов, 12 700 танков, 51 503 джипа и вездехода, 375 883 грузовика, 345 735 тонн взрывчатки, 1981 локомотив, 2 миллиона 670 тысяч тонн нефтепродуктов, 106 миллионов 893 тысячи тонн хлопка, 4 миллиона 478 тысяч тонн продовольствия, 331 066 литров спирта, 15 миллионов 417 тысяч пар армейских ботинок.
“Почти вся наша артиллерия была на американской тяге, - писал Хрущев в “Мемуарах”. - Как-то, уже после смерти Сталина, я предложил: “Давайте все машины, которые мы производим, дадим нашим военным, потому что просто неприлично смотреть: идет парад, а тягачи - американские”. Почти вся наша военная техника, которая стояла в ГДР, тоже была на американских “Студебекерах”. Это неудобно, это для нас позор. Уже сколько лет прошло, как кончилась война, а мы все еще ездим на американской технике”. Да, “Студебекеры” использовались в советском хозяйстве вплоть до 60-х годов и даже позже.
Неизвестно, как отреагировал Хрущев на донос КГБ об откровениях Жукова. Собственно, он и сам все это знал, более того - слышал те же слова от Джугашвили “Сталина”, о чем и написал в своих “Мемуарах”: “Хотел бы высказать свое мнение и рассказать в обнаженной форме насчет мнения Сталина по вопросу, смогли бы Красная Армия, Советский Союз без помощи со стороны США и Англии справиться с гитлеровской Германией и выжить в войне.
Прежде всего, хочу сказать о словах Сталина, которые он несколько раз повторял, когда мы вели между собой “вольные беседы”. Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы ее натиска и проиграли войну.
Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это обстоятельство. Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал”.
Хрущев ошибался, считая, что Джугашвили “нигде не оставил письменных следов своего мнения”. Оставил - на Тегеранской конференции 28 ноября - 1 декабря 1943 года. 30 ноября был день рождения Черчилля. Подняв тост в его честь, поблагодарив за помощь, Джугашвили “Сталин” отдельно остановился на вкладе Рузвельта и США в войну против Третьего рейха: “Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые ВАЖНЫЕ ВЕЩИ в этой войне - машины.
Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8000 до 10000 самолетов в месяц. СССР может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000 - 3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты - это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну”. Эти слова были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции. Опубликованы впервые в США в 1961 году в сборнике “Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943”.
Впрочем, нынешние историки- поклонники Джугашвили-Сталина не опровергая сами слова, опровергают правильность перевода и утверждают, что последняя фраза переведена неверно, и звучит так: Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну».
И хотя Сталин говорил именно первую версию тоста, а изменена она была в СССР по идеологическим соображениям, но даже в таком виде, она абсолютно не меняет сути сказанного Сталиным.
*****
Нынешняя официозная российская пропаганда, вслед за коммунистической, отводит Советскому Союзу “решающую роль в уничтожении фашизма” и призывает нас российских граждан этой ролью гордиться. И про помощь союзников, стараются больше не вспоминать.
Появился даже анекдот:
- За что сидишь?
- За Александра Невского, 3 года.
- А я - за отрицание значения Куликовской битвы - 4 годика дали.
- По делу историков-вредителей проходил?
- Да. Смирнову вообще не повезло. За “выпячивание роли ленд-лиза” 6 лет дали. Приплели “оскорбление ветеранов”.
******
СССР с самого начала строился по западным лекалам. Совсем не случайно в 1929 году одновременно началась великая депрессия в Соединенных Штатах и сталинская индустриализация в СССР.
В Америке миллионы фермеров были выброшены со своей земли, чтобы пополнить армию городского пролетариата. В СССР миллионы частных собственников были разорены людоедской колхозной системой и превратились в рабочую силу крупных государственных предприятий.
При этом именно американцы построили в Харькове, Сталинграде и Челябинске три крупнейших в мире тракторных завода и гигантский комбайновый завод в Ростове. Один трактор делает ненужными 80 крестьян. За 8 лет тракторный парк СССР стал самым большим в мире, что дало возможность выбросить в города 28 миллионов крестьян без уменьшения площади пахотных земель.
Одновременно эти же заводы могли выпускать танки. Чертежи и комплекты деталей для первых тракторов и танков тоже пришли из США. В 1939 году СССР имел танков больше чем весь остальной мир вместе взятый. Но трактора и танки надо чем-то заправлять. Американцы строят весь нефтеперерабатывающий комплекс.
Нужны удобрения для сельского хозяйства. Американцы строят суперфосфатные и прочие заводы. Все это богатство работает от электричества. Американцы строят все крупные электростанции, начиная с Днепрогэса. Но для обороны нужны не только танки. Нужны самолеты и американцы строят авиазаводы.
Они же строят и заводы по производству алюминия. Нужны автомобили и “Дженерал Моторс” с “Фордом” строят “Газ” и “Зил”. Нужны шины - и в Ярославле американцами строится самый большой в мире шинный комбинат. Нужна хорошая сталь - они же строят магнитогорский и липецкий металлургические комбинаты.
Для любой конструкции, где есть подвижные части, нужны подшипники и они строят два уникальных шарикоподшипниковых завода. И так далее. 1500 самых передовых крупных предприятий под ключ. Постепенно доля иностранного участия в модернизации промышленности упала практически до нуля, в 1939-40 гг. СССР закупал на Западе только прецизионные станки и корабли. При этом экономика СССР все же была вторичной. Она не выпускала ни одного изделия, которое не могло бы быть повторено в той же Америке или Англии, поскольку вся она была выстроена на западной базе.
Накануне советско-германской войны СССР успешно занял прибалтийские территории, попытался “присоединить” Финляндию и вернул Бессарабию. А сталинские указы 1940 г. о беспрецедентных мерах по переводу всей экономики страны на военные рельсы были опубликованы во всех советских газетах.
Неудивительно, что Адольф Гитлер принял решение нанести удар по СССР, как только будет достигнут хотя бы минимальный шанс на успех. Никто из советского военного командования не предполагал, что Гитлер рискнет начать такую операцию, имея всего лишь 149 дивизий, причем в первом эшелоне пошлет всего лишь 103 из них.
Если феноменальный успех немцев был неожиданностью для Гитлера и невероятным разочарованием для Сталина, что можно говорить о Рузвельте и Черчилле?
Запад не мог допустить победы Германии в любом случае. Первый груз помощи СССР отбыл из Ливерпуля в Архангельск 22 июня. Загрузить судно за один день невозможно, оно было готово заранее. Уже на третий день войны, когда стало ясно, что Красная Армия попала в катастрофу, англичане решили не дожидаться прибытия своего транспорта в СССР, а послали самолет, набитый военспецами.
Ленд-лиз для СССР
27 июня 1941 года в Москву прибыла целая миссия во главе с генерал-лейтенантом Макфарлэйном и контр-адмирал Майлсом. В 1941-42 гг. английская военная миссия в Москве непрерывно росла.
Впрочем, англичане владели инициативой недолго и вскоре ее перехватили американцы. Надо же как-то оправдать строительство полутора тысяч заводов. Сегодня доступны цифры, в том числе западные данные, из которых следует, что американцы обули каждого второго советского солдата, одели 7 из каждых 10, накормили 8 из 10.
Каждый второй советский самолет был примерно наполовину американским. Немцы захватили крупнейший в мире Луганский паровозостроительный завод, поэтому производство паровозов в СССР в 1942-43 гг. исчислялось десятками экземпляров.
Недостачу покрыли американцы, поставившие 2000 паровозов и 11 000 вагонов. Железные дороги после немецко-советских наступлений-контрнаступлений имели весьма плачевный вид, а они тогда давали 95% всех перевозок. Нужны были рельсы и американцы их поставили. Каждая вторая рельса широкой колеи была американской.
Уже с ноября 1941-го Запад начал налаживать военную связь для Красной Армии. В СССР было поставлено 2 000 000 километров полевого телефонного кабеля (50% от того, что получила Красная Армия), 4000 км морского кабеля, 35 800 радиостанций, огромное число аккумуляторов и зарядных устройств к ним, 89 000 полевых телефонов, 6000 приемников. Многие радиостанции вообще не имели аналогов в СССР. К 1944 году удельный вес ленд-лизовской электроники в армии на флоте составлял 80%. Американцы начали поставлять 3-х и 12-канальные системы высокочастотного телефонирования.
Более 300 советских кораблей были оборудованы гидролокаторами для борьбы с немецкими субмаринами, в СССР подобной техники не производилось.
Отсутствовало и промышленное производство радиолокаторов, но англичане и американцы поставили столько, сколько просили - 2000 штук. Постоянной связью с командующими всеми фронтами обеспечивали Сталина 250 первоклассных американских радиостанций. К 1943 году ленд-лизовскими радиостанциями было оснащено 150 советских дивизий, все бронетанковые и все воздушные армии.
Раздача советским детям ленд-лизовских продуктов.
Еще менее заметной, но вряд ли менее важной составляющей ленд-лиза были поставки сырья, расходных материалов и продовольствия. Так, считается, что одних только мясных консервов из США прибыло более двух миллиардов банок. При этом поставщики учитывали предпочтения заказчика - так, свиная "tushonka" производилась по советскому рецепту, в то время как для американцев было более характерным использование разного рода консервированной ветчины или колбасного фарша.
Американцы, зная, сколько потерял СССР, видя, что именно заказывает Сталин и в каком количестве он заказывает, поставляли ровно столько, чтобы советская армия могла держать фронт.
Советская военная экономика подсаживалась на ленд-лизовскую иглу, а советский генштаб стал одним из субъектов в раскладке американского.
С каждым днем Сталин получал все больше и больше, превращая свою армию в американский иностранный легион, ведь от скорости и количества поставок зависел темп советского наступления, насыщенность армии техникой, а значит и количество потерь.
Легионерский характер Красной Армии не был слишком заметен, пока война шла на территории СССР. Но в конце марта 1944-го армии вышли на советскую границу.
Действия Красной Армии в Европе выглядят абсурдно, если не держать в голове мысль, что главной заинтересованной стороной в “освобождении Европы от коричневой чумы” были не советские солдаты, и уж конечно, не население стран-союзников Германии, а западные элиты.
Потери СССР в Берлинской операции исчисляются сотнями тысяч. Берлин взяли. Через месяц три четверти города отдали англо-американцам, что было оговорено еще в Ялте.
Официально скорость штурма Берлина оправдывалась необходимостью “сделать подарок советскому народу к 1 мая”. В итоге англо-американцы, не потеряв ни одного человека, получили в три раза больше чем те, кто уложил сотни тысяч.
В 1945 территория Польши была увеличена за счет Германии. “Уродливое детище Версаля” превратилось в потсдамского “квадратного колобка”. Цена вопроса - 700 тыс. жизней советских солдат, кровавые битвы за Бреслау, упорные сражения в Померании. Немцы защищали свои земли, а за что билась Красная Армия?
За то, чтобы отобрать территорию у одного врага и тут же отдать другому, не менее злобному. Впрочем, немцы тоже дрались и за Сталинград, и за Курск.
Но они дрались за территории, на которых они в случае победы стали бы господами. Ничего подобного в случае с красноармейцами не было. И вернулись они (а вернулись совсем немногие) всего лишь для того, чтобы пахать за пайку на заводе или за трудодни в колхозе.
Советский солдат, как поется в известной песне еврейского автора, “три державы покорил”. Он мог считать себя победителем, но объективно воевал за сохранение власти коммунистической партии и лично Сталина на союзном уровне, и за мировую гегемонию США на глобальном.