Российская Счетная палата выдала очередную порцию информации о бедности. В официальной статистике она не находит отражения. Выяснилось, что более половины выходящих на пенсию граждан имели заработную плату не более 20 тысяч рублей в месяц.
Как итог, низкие официальные заработки не позволяют им рассчитывать на сколько-нибудь достойную пенсию.
Это и есть реальный показатель доходов весьма значительной части населения, а вовсе не те сомнительные цифры, которые “кремлевские” называют “средней зарплатой”.
Пенсионный фонд назначил в 2020 году около 1,2 миллиона пенсий, и большая часть из них - почти 781 тысяч - это страховые пенсии по старости. В прошлом году у подавляющего большинства вышедших на пенсию пожилых работников - речь идет о 87% или примерно 679 тысяч человек, - страховая пенсия заместила 40% их зарплаты.
Однако опять-таки у большинства из них зарплата перед выходом на пенсию была не более 20 тысяч рублей в месяц. 40% от такой зарплаты “кремлевским”, конечно же, платить весьма удобно - это позволяет очень неплохо экономить средства ПФР. Но прожить на 8 тысяч рублей в путинской РФ совершенно невозможно.
В материалах Счетной палаты этот показатель - 40% от утраченной зарплаты каждого нового пенсионера - назван “коэффициентом замещения”. Между тем, в российской практике образовалась терминологическая путаница относительно того, что надо называть “коэффициентом замещения”. Есть разные версии о том, какую пенсию с какой зарплатой следует сравнивать, чтобы оценить соответствие пенсионной системы РФ стандартам Международной организации труда - МОТ.
Как следовало из пояснений Минтруда, по факту в стране пока не рассчитывается тот коэффициент замещения, которым оперирует именно МОТ. То есть, если зарплата 20 тысяч рублей, то пенсия в 40% - это реально, а вот если больше, то уже совсем не факт.
А из приведенных аудиторами данных можно сделать вывод, что зарплату, не превышающую 20 тысяч рублей в месяц, получали почти две трети или 65% пожилых граждан, которым в прошлом году была назначена страховая пенсия по старости.
Причем аналогичная картина наблюдалась и в 2019 году: большая часть вышедших на пенсию пожилых работников тогда тоже зарабатывала не более 20 тысяч рублей в месяц. И тогда аудиторы поясняли, что назначенные таким получателям пенсии “фактически не превысили размер социальной пенсии”. Формально эти люди не считаются бедными.
Ведь, например, в конце прошлого года прожиточный минимум для трудоспособного населения РФ составлял около 12 тысяч рублей в месяц. У пенсионеров он был еще ниже - около 9 тысяч рублей.
Однако масштаб проблемы впечатляет: ежегодно сотни тысяч пожилых работников выходят на пенсию с такого уровня зарплат, который не обеспечивает им сколько-нибудь полноценный пенсионный доход.
Граждане, которые выходят на пенсию с такой заработной платой, в результате получают доплаты до гарантированного минимума в зависимости от региона.
По состоянию на 1 января 2021 года федеральную социальную доплату к пенсии в 54 субъектах РФ получали почти 2,9 миллиона человек.
Ее размер чуть больше 2 тысяч рублей, но без этой доплаты ежегодно сотни тысяч бывших работников, ставших сегодняшними пенсионерами, пополняли бы ряды официально бедных.
Благодаря доплатам они как бы формально выведены из категории малоимущих, хотя по факту и до наступления пенсионного возраста, и после живут на грани физического выживания.
Все это - наглядный показатель уровня реальной нищеты в стране.
В то время как “кремлевские” распространяют псевдо-статистику о средней зарплате, которая складывается из доходов тех, кто получает десятки миллионов и тех, кто живет на 15 тысяч в месяц - в среднем получаются весьма неплохие суммы, не имеющие, правда, ни малейшего отношения к реальности.