При упоминании фамилии Котовский приходят на ум анекдоты о Чапаеве и шутки про прическу. Но мало кто знает: Котовский - это не только герой Гражданской войны и красный командир, культовый персонаж советского агитпропа, но бывший уголовник и убийца, и вторая "официальная мумия" Советского Союза» с 16-летним стажем.
Котовский был до революции видным представителем уголовного мира на южных окраинах бывшей империи.
По официальной биографии Котовский являлся выходцем из шляхетского рода, но осиротел и его воспитанием занимался крестный отец - богатый помещик Манук-бей. Крестный отец собирался отправить Котовского на учебу в Германию, но умер раньше срока, и Котовский начал учиться жизни на улице.
К началу революции 1905 года он уже несколько раз успел побывать в тюрьмах за мелкие кражи. Не явившись по повестке в армию, Котовский, однако, был разыскан, арестован и направлен на военную службу в Житомир.
Оттуда он сбежал, по пути сколотив банду из лихих людей. Банда занималась грабежами и поджогами усадеб. Склонный к театральным эффектам, Котовский приезжал в села в нарядном одеянии и верхом на коне разбрасывал среди крестьян специально заготовленную мелочь.
Довольно быстро Котовского арестовали, но он бежал. Будучи вторично пойманным, Котовский получил 12 лет каторги. Будучи вполне законопослушным заключенным и активно сотрудничая с администрацией, он дослужился до десятника на строительстве дороги. Отбыв семь лет наказания, Котовский снова бежал - по некоторым данным, убив двух охранников. Сотрудничая с администрацией, он рассчитывал на амнистию, однако амнистия 1913-го была объявлена только «политическим», тогда как Котовский проходил как уголовный.
Оказавшись на свободе, Котовский снова сколотил банду налетчиков; после одного из крупных ограблений на него была устроена облава, от которой будущий большевик не смог уйти.
Котовского приговорили к смертной казни, однако судил его военно-окружной суд, и приговор должен был быть утвержден командующим фронтом Брусиловым. Котовский, осознав безвыходность положения, начал писать покаянные письма с просьбой отправить его на фронт, искупать свои грехи, «За Царя и Отечество». Хорошо понимая, что письмо к Брусилову не окажет никакого действия, он решил написать его жене, произведя на нее неизгладимое впечатление.
Расчет Котовского оказался абсолютно верным, он прекрасно понимал, кому пишет. Женой Брусилова была Наталья Желиховская - дочь известной писательницы про шаманов, магов, йогов и экстрасенсорику, племянница самой мадам Блаватской. Под влиянием жены Брусилов и сам заинтересовался экстрасенсорной тарабарщиной. В общем, ей ничего не стоило убедить супруга не подписывать приказ на казнь невинной христианской души, томимой в царских застенках.
Брусилов отменил смертный приговор Котовскому, а через несколько месяцев случилась Февральская революция и Котовский вышел из тюрьмы. Как и прежде, с присущей ему театральностью. В день освобождения он явился в Одесский театр, где продал на аукционе свои кандалы.
Февральская революция для Котовского становится настоящим подарком. В мае 1917 года его амнистируют и направляют на Румынский фронт, где за храбрость он получает звание прапорщика и Георгиевский крест. Котовский, с юности симпатизировавший эсерам, примыкает к их левой фракции, поддерживает Октябрьский переворот и входит в состав солдатского комитета 6-й армии.
С января 1918 года Котовский принимает активное участие в Гражданской войне, сперва командуя отрядом, прикрывающий отходом верных большевикам частей из Кишинева, а затем во главе кавалерийской группы сражается с румынскими интервентами в родной Бессарабии. После вступления на территорию Украины германо-австрийских войск, Котовский отступает на Донбасс, после чего возвращается в Одессу и уходит в подполье, где,сотрудничал с известным одесским бандитом Мишкой Япончиком.
В июле 1919 года Котовский берет под командование 2-ю бригаду в составе 45-й стрелковой дивизии, во главе которой совершает поход по тылам Вооруженных сил Юга России, сражается с войсками Юденича во время Похода на Москву. В феврале 1920 года конница Котовского участвует в штурме Одессы, после чего назначается командиром 17-й Кавалерийской дивизии. В дальнейшем Котовский принимает участие в разгроме войск Махно на Украине и Антонова на Тамбовщине, и в октябре 1922 становится командиром 2-го Кавалерийского корпуса.
6 августа 1925 года - застрелен Мейером Зайдером, своим подчиненным, по совместительству -еврейским одесским уголовником по кличке Изя Майорчик.
Зайдер и Котовский познакомились при следующих обстоятельствах - однажды, спасаясь от преследования, последний в форме капитана артиллерии зашёл к нему, обратившись прямо с порога:
« Я Котовский. Мне нужен ключ от вашего чердака... (после получения ключа) Вы не видели сегодня никакого капитана. Не так ли? »
Зайдер спрятал Котовского у себя на чердаке. Ночью тот, переодевшись в штатское и надев парик, спустился и покинул его квартиру, сказав, что он теперь его должник.
В 1919 году Зайдер был адъютантом у известного одесского налётчика Мишки Япончика, был известен под кличкой «Майорчик». В 1920 году Зайдер стал безработным, так как окончательно установленная в Одессе советская власть закрыла публичный дом, принадлежащий ему. В течение двух лет он перебивался случайными заработками.
В 1922 году Зайдер узнал, что в Умани расквартирован кавалерийский корпус, которым командовал его должник Котовский, отправился к нему с просьбой о помощи.
Котовский помог Зайдеру, устроив того начальником охраны Перегоновского сахарного завода, расположенного близ Умани. Зайдер, в свою очередь, помогал Котовскому в обустройстве быта его корпуса. Так, его идеей было заготовление кож котовцами и обмен их в Иваново на ткани, шедшие на обмундирование.
Зайдер, по воспоминаниям очевидцев, был очень благодарен Котовскому за помощь, так как найти работу в начале 1920-х годов было очень тяжело, и на биржах труда стояло порядка полутора миллионов человек (по состоянию на 1925 год).
Изя Майорчик
Как видим, реальный комкор Котовский был далек от своего киношного образа. Поднаторев при царском режиме на поприще налетчика, Григорий Иванович без раздумий присоединился к большевикам. Только они могли дать ему то, к чему он стремился и чего не мог получить ранее - официальную власть. Впрочем, подвиги комкора не раз и не два разбирались многочисленными историками.
Более интересны подробности его смерти и его «загробное» существовании.
Смерть комкора
Котовский был убит выстрелом из револьвера в совхозе Чебанка в ночь на 6 августа 1925 года. Пуля попала в аорту - комкор умер мгновенно. Показательно, что его убийца - Мейер Зайдер (Изя Майорчик)- сам вернулся на место преступления спустя пару часов и бросился в ноги вдовы с криком: «Это я убил командира!» Будучи арестованным, он всецело признал свою вину, однако следствие затянулось на целый год.
Тело Котовского после убийства
Озвучивалось множество версий, в том числе и убийство из ревности. Упорно распространялись слухи об интрижке Котовского с женой Зайдера. А на процессе Майорчик сменил показания: мол, убил командира из мести за не присвоенное вовремя звание. Это признание и легло в основу обвинения.
В итоге Зайдера приговорили к 10 годам тюрьмы. Поразительная гуманность, не правда ли? А спустя год убийцу несколько раз видят в Харькове гуляющим по улицам. Оказывается, находясь в тюрьме, Зайдер был назначен на должность заведующего клубом с привилегией свободного выхода в город. Жалобы на это от вдовы командира и его соратников властями игнорировались.
В 1928 году Зайдера, не отсидевшего и двух лет, и вовсе отпускают на волю с расплывчатой формулировкой «за примерное поведение».
Впрочем, свободным Майорчик пробыл недолго. Осенью 1930 года его труп обнаружили неподалеку от Харькова на железнодорожных рельсах. Убийцы рассчитывали, что проходящий состав изуродует тело до неузнаваемости, но поезд опоздал и Зайдера успели найти и опознать.
Вдова Григория Ивановича заранее осведомила органы о готовящемся преступлении и об исполнителях - троих ветеранах дивизии Котовского. За несколько дней до убийства эта троица явилась к женщине и объявила, что расплата не за горами. Вдова отговаривала котовцев, ведь Зайдер был единственной ниточкой, ведущей к настоящим преступникам.
Но власти остались к этой информации равнодушны. Видимо, мертвый убийца стал на тот момент куда полезней живого свидетеля. Да и самих «народных мстителей» к суду так и не привлекли, что также наводит на размышления.
Документы по делу Мейера Зайдера до сих пор лежат в спецхране под грифом «Совершенно секретно», хотя с момента преступления минуло уже более 85 лет.
Версии убийства
Есть две основные версии гибели Котовского. Первая - убийство это политическое. Поводом послужил приказ наркома Фрунзе о назначении Котовского своим заместителем.
В 1925 году красная верхушка грызлась между собой насмерть. Усиление такой значимой фигуры, как председатель Реввоенсовета Фрунзе, было крайне невыгодно Сталину.
А непредсказуемый уголовник Котовский с богатым опытом и только ему верным конным корпусом был просто опасен на должности зама. И не так важно - сам ли Зайдер спускал курок, или его вежливо попросили взять вину на себя. Результат один - фракция Сталина получила преимущество.
Фрунзе пережил своего несостоявшегося подчиненного всего на два месяца, скончавшись при не менее загадочных обстоятельствах.
Вторая версия - убийство криминальное. Переметнувшись на сторону большевиков, комкор и не думал рвать старые уголовные связи, а напротив, их усиливал, чем вызвал недовольство преступного мира Одессы. С Котовским Зайдер познакомился там же, во время оккупации, когда помогал ему скрываться от контрразведки деникинцев. По некоторым сведениям, Майорчик был известным одесским сутенером и содержал до революции респектабельный публичный дом.
Жизнь после смерти
На следующий день после убийства советское правительство приняло решение о бальзамировании тела Котовского и возведения для него мавзолея. Из Москвы срочно выехала группа под руководством В.П. Воробьева (этот же коллектив трудился в 1924 году над телом Ленина). Несколько дней спустя работа была окончена.
Провожали комкора пышно: утопающий в цветах гроб, всенародное прощание в колонном зале окрисполкома и орудийный салют. На похоронах присутствовали все значимые военные и партийные чины Украины. Траурный поезд доставил гроб в село Бирзулу (которое тут же переименовалось в Котовск), откуда когда-то начался триумфальный путь кавалериста-большевика.
Котовский в гробу
Усыпальница была возведена по тому же проекту, что и первый ленинский мавзолей, и поначалу состояла только из подземной части. В 1934 году добавилась верхняя часть - с обязательной трибуной и барельефами на тему Гражданской войны.
В специально оборудованном помещении был установлен стеклянный саркофаг. Рядом на атласных подушечках хранились награды Григория Ивановича - три ордена Боевого Красного Знамени. На специальном постаменте лежало почетное революционное оружие - инкрустированная кавалерийская шашка.
Вдова и дети Котовского у стены мавзолея. Виден рельеф и окно погребальной камеры
Доступ к нетленным мощам нового советского великомученика был открыт всем трудящимся.
Разорение гробницы
В августе 1941 года город Котовск был оккупирован немецкой армией. В наступившей панике о Котовском забыли. И, в отличие от Ленина, большую часть войны «отлежавшегося» в Тюмени, комкор остался на своем месте.
Вместе с немцами в Котовск вошли и румынские части, которые 6 августа 1941 года стерли с лица земли мавзолей Котовского - спустя ровно 16 лет после смертельного выстрела.
Ордена и оружие комкора изъяли и переправили в Румынию. Саркофаг был разбит, тело предано поруганию, а затем выброшено в траншею, забитую трупами расстрелянных местных евреев.
Железнодорожные рабочие, среди которых было немало ветеранов котовского корпуса, вырыли останки своего лидера и спрятали их на чердаке жилого дома, предварительно облив спиртом …
После освобождения Котовска спецкомиссия во главе с бывшим первым секретарем горкома Ботвиновым провела экспертизу останков и приняла решение об их повторном захоронении.
Уцелевшее подземелье после ремонта было превращено в склеп.
Котовского запаяли в цинковый гроб. Теперь на месте упокоения героического комкора стоял фанерный памятник, на котором закрепили портрет Григория Ивановича, принадлежащий кисти какого-то народного дарования.
Но действительно ли в гробу под кумачом оказался Котовский, или это чьи-то безымянные останки, которых после Второй мировой было в избытке? Потеря коммунистической святыни такого масштаба тогда грозила бы трибуналом и высшей мерой не одному десятку человек. Так что вердикт комиссии Ботвинова, возможно, связан именно с этим обстоятельством. Увы, но даже после развала СССР никто из наследников комкора не потребовал захоронить его прах или провести экспертизу ДНК.
После капитуляции Румыния передала СССР украденные ордена и оружие комкора, однако в Котовск награды не вернулись - нашли пристанище в московском музее Советской армии.
В таком неприглядном виде усыпальница Котовского находилась почти двадцать лет.
В 1965 году состоялось торжественное открытие нового монумента Котовскому. В наземной его части был установлен бюст комкора. Подземелье мемориала превратилось в мраморный зал с постаментом, на котором стоял гроб, укрытый красно-черным бархатным покрывалом.
В 1990-е годы полностью прекратились экскурсии в музей-склеп - по причине его аварийного состояния. Что там находится, многие котовчане знали лишь по рассказам и фотографиям.
Утром 16 сентября 2016 года местные СМИ облетела новость: накануне под Одессой неизвестные взломали мавзолей Григория Котовского и повредили скелет Котовского.
Это не первый взлом мавзолея Котовского, ранее в мавзолей подвергся нападению неизвестных в апреле того же года.
«Кроме гроба с костями, портрета Котовского и нескольких венков в склепе ничего больше нет. Судя по тому, что вышеупомянутое осталось не украденным, злоумышленников постигло разочарование. Не исключено, что и толстый слой воды на полу склепа, которая всегда там собирается после дождя, помешал злоумышленникам», - рассказали тогда в пресс-службе мэрии Котовска, где и находится мавзолей комкора.
Останки Котовского.
Мавзолей Котовского был по-своему уникальный памятник коммунистической эпохи не только Одесской области, но и всей Украины. По сути, это второй мавзолей в СССР (после мавзолея Ленина) и второй же - на территории Украины (после мавзолея Пирогова, построенного еще при Российской Империи). В течение длительного времени мавзолей был закрыт для посетителей, поскольку находился в запущенном состоянии. В 2018 была проведена реконструкция комплекса на средства городского бюджета
Подольский горсовет Одесской области принял решение о перезахоронении известного деятеля Григория Котовского.
Как утверждают чиновники, процесс застопорился из-за потомков советского военного деятеля, согласие которых необходимо для переноса тела на кладбище. Мол, это требование закона «О погребении и погребальном деле».
Памятник Котовскому в Подольске (Украина) , его демонтировали и на его месте установлен фонтан.