23 мая 1666 года протопоп Аввакум был расстрижен и предан анафеме. Фактически это событие означало углубление раскола русской православной церкви и сделало его уже не внутрицерковным корпоративным конфликтом, а внутригосударственным. Глобальный раскол начался именно с этого события.
Хотя инициированная Никоном церковная реформа прошла еще в середине 50-х и вызвала активные протесты ряда видных священнослужителей, некоторое время все это напоминало скорее внутрицерковные разборки, чем государственную политику.
Царь Алексей Михайлович формально поддерживал обновление, но в целом устранился от активных действий, поэтому первые несколько лет разборки между сторонниками обновления обрядов и традиционалистами шли в основном по церковной линии, а жаркие диспуты доходили до драк.
Несмотря на все усилия Никона добиться расстрижения Аввакума и его анафемы, царь не позволил этого сделать, ограничившись ссылкой Аввакума на несколько лет.
Вскоре Никон впал в немилость у царя и был низвержен из сана патриарха и сослан в монастырь, но его реформа, для царя имевшая скорее важное политическое значение, чем религиозное, была продолжена. Аввакум был возвращен из ссылки, поскольку царь считал, что причиной упорства протопопа является его неприязнь к Никону, а не к реформе вообще. Его хорошо приняли при дворе и пытались убедить если и не присоединиться к новому движению, то хотя бы не проповедовать против него, однако он отказался.
9 мая 1666 года царь выступил перед Большим московским церковным собором с речью в поддержку продолжения реформ. Через несколько дней на собор был доставлен Аввакум, которого вновь попытались переубедить, но он продолжал упорствовать.
После этого он был расстрижен и заключен в монастырь, где его еще год пытались переубедить, после чего он был сослан в Пустозерский острог, где провел следующие 14 лет.
Старообрядческая икона священномученика протопопа Аввакума
Вскоре восстали монахи Соловецкого монастыря, были менее значительные восстания и в других местах. Тем не менее царь не переходил к активным преследованиям раскольников, видимо, не желая религиозной войны. Активных преследований старообрядцев светскими властями не было, царь ограничился ссылкой нескольких наиболее видных священнослужителей.
В 1676 году престол занял Федор Алексеевич, хорошо относившийся к опальному Никону. Аввакум, даже сидя в остроге, продолжал рассылать воззвания и призывы не подчиняться никонианам.
В 1681-м в Москве вспыхнуло восстание старообрядцев, Аввакум также написал царю письмо с руганью в адрес его покойного отца. Эти два события предопределили участь Аввакума, он был сожжен в срубе вместе с тремя соратниками.
Преследования раскольников начались уже в регентство Софьи, с 1685 года. До этого раскольники были преданы анафеме церковью, но не преследовались светскими властями, за исключением нескольких самых видных священнослужителей. Хотя традиционно считается, что всех поголовно раскольников, согласно новому законодательству, сжигали, это не так.
Просто раскольников полагалось бить кнутом и выселять в отдаленные города или монастыри. Смертная казнь предусматривалась только для «учителей раскола», «хуливших церковь» и агитировавших перекрещиваться по старым обрядам (в случае, если они отказывались принести покаяние и примкнуть к церкви). Также смертной казни подлежали подстрекатели к самосожжению.
Информация о миллионах пылавших костров по большей части является пропагандистским мифом. В большинстве подобных случаев речь шла о самосожжениях (иногда самоуморениях голодом), к которым наиболее ревностные приверженцы старых обрядов прибегали, видя наступление «царства антихристова».
Чаще всего староверы просто уезжали из Москвы в другие города. Государственный аппарат в те времена был слаб и какой-то контроль за исполнением законов можно было организовать только в столице.
Фактически преследования старообрядцев длились около десяти лет и прекратились с воцарением Петра. В 1702 году он лично посетил старообрядческое поселение, что стало знаком того, что он не поддерживает взглядов Софьи на раскол.
При Петре «12 статей» Софьи были отменены, вместо этого староверы стали платить дополнительный налог. Они не преследовались за сам факт своей веры, однако им, как и всем другим конфессиям, запрещалось обращать официальных православных в свою веру.
При Екатерине II, с отвращением относившейся к личности Никона, были предприняты попытки создания Единоверия, которое окончательно организационно оформилось при Павле.
Это был компромисс между староверами и официальной церковью. Староверы примыкали к церкви, взамен с них снимались анафемы и им разрешалось проводить богослужения по своему чину. В настоящее время термин уже не используется, их называют старообрядные приходы РПЦ.
Фактически это означало легализацию староверов. Они больше никогда не подвергались преследованиям за свою веру, но им все еще запрещалось обращать православных.
В течение XIX века большинство существовавших ограничений типа запрета занимать определенные общественные должности или непризнания их брака были сняты. Полностью уравнены в правах они были в 1905 году указом о веротерпимости. Тогда же их старое название «раскольники» было заменено на «старообрядцы».
В ХХ веке РПЦз принесла покаяние за преследования старообрядцев. РПЦ также сняла все анафемы и клятвы. В настоящее время РПЦ не считает староверов какими-то еретиками или сектантами.
Что касается староверов, то у них возникло настолько много различных течений и направлений, что для того, чтобы описать их, надо создать полноценную и большую статью, настолько эта тема обширна.