Война разных цивилизаций: как русские генералы покоряли Кавказ

May 22, 2021 01:01



Пленение Шамиля

21 мая 1864 года завершилась Кавказская война, длившаяся почти полвека. В этот день в селении Кбаадэ был отслужен благодарственный молебен в честь успешного окончания войны. Тем не менее отдельные боевые действия продолжались вплоть до 1865 года.
Несмотря на то, что в современной историографии закрепился термин Кавказская война, в дореволюционные времена говорили о «кавказских войнах»: воевать приходилось в разные временные периоды и с разными противниками, боевые действия то приостанавливались, то возобновлялись.

Российской Империи понадобилось немало времени на то, чтобы захватить Северный Кавказ, который населяли множество диковатых и весьма воинственных народов. Не то чтобы русским позарез хотелось овладеть их землями - скорее, проблема была в том, что после вхождения в состав Империи Грузии и нескольких закавказских регионов между ними и Россией оказался непокоренный и дикий Кавказ. Населявшие его народы и племена очень любили воевать и регулярно устраивали набеги на приграничные земли, захватывая рабов, препятствуя торговле и просто грабя местных жителей.
На первом этапе войны на Кавказе как военным, так и политическим главой региона был генерал Ермолов, чье имя среди горцев стало синонимом слова «ужас». Его план действий был весьма амбициозен: не стремительный штурм, а планомерное продвижение шаг за шагом в духе римских легионов.



Войска строили крепости, прорубали непроходимые леса и «усмиряли горцев», как это тогда называлось. Именно при Ермолове была основана крепость Грозная, позднее превратившаяся в город Грозный. Понимая, что Империя не удержится в столь сложном регионе без колонистов, генерал активно поощрял переселение казаков.

Одну из своих карательных акций Ермолов описал без всяких прикрас:

«Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, … предположил выгнать их с земель Аксаевских… При атаке сих деревень, лежащих в твёрдых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жён своих, детей и имущество, которых защищают они отчаянно.

В сём намерении приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву… окружить селение Дадан-Юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор почти каждый был окружён высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жён своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами».

Мягкая и пассивная политика своих предшественников убедила Ермолова перейти к отношениям с чеченцами на новых началах - кровь за кровь. Выражение наместника, ставшее его визитной карточкой, как нельзя лучше проиллюстрирует этот подход: «Снисхождение в глазах азиатов - знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены».

«Чечня - гнездо всех разбойников»
В своих «Записках» Ермолов характеризовал чеченцев так:

«Ниже по течению Терека живут чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на [пограничную русскую] линию. Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям
. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников.

Управление оной разделено из рода в род между несколькими фамилиями, кои почитаются старшинами. Имеющие сильнейшие связи и люди богатые более уважаемы. В делах общественных, но более в случаях предприемлемого нападения или воровства, собираются вместе на совет; но как все они почитают себя равными, то несколько противных голосов уничтожают предприятия, хотя бы и могли они быть полезными обществу, паче же голоса сии поданы кем-нибудь из сильных людей.

Народонаселение в Чечне, с присоединившимся обществом качкалыков, считается более нежели 6000 семейств. Земли пространством не соответствуют количеству жителей, или поросшие лесами непроходимыми, недостаточны для хлебопашества, отчего много народа никакими трудами не занимающегося и снискивающего себе средства к существованию едиными разбоями».

К обострению войны привело широкое распространение мюридизма на Кавказе. Если ранее горцы воевали без всякой идеологии, просто потому, что это прикольно, то теперь борьба стала облекаться в религиозные одежды.
Распространению мюридизма активнейшим образом способствовала Персия, практически постоянно враждовавшая с Россией, особенно из-за борьбы за кавказский регион.

На волне мюридизма и джихада лидером горцев стал имам Шамиль. На территориях, населенных преимущественно аварцами, был провозглашен Северо-Кавказский имамат - шариатское государство с официальным арабским языком. Имелось даже некое подобие регулярной армии - вместо привычных полуразбойничьих отрядов. Шамилю также удалось привлечь на свою сторону чеченцев.



Горцам удалось провести несколько успешных боев и русские войска на время отказались от наступательных действий. Горцы, посчитав это признаком слабости, стали гораздо чаще атаковать русские крепости.

В 1845 году русские войска осуществили экспедицию в Дарго, где находилась ставка Шамиля. В России ожидали, что после захвата столицы война закончится, как это обычно случалось в европейских войнах. Но горцы об этом не имели представления и просто без боя ушли из аула.
Вместо генеральных сражений кавказцы использовали тактику засад в лесах (поэтому войска в первую очередь вырубали леса) и на горных дорогах. Простояв некоторое время в пустом ауле, войска отправились назад, фактически оставшись без снабжения. Обратный путь сопровождался постоянными нападениями - операция закончилась неудачно.

После этого русские вновь сосредоточились на возведении укреплений, вырубке лесов и планомерном продвижении вперед, без спешки. Несколько лет то одна, то другая сторона совершала вылазки, но они за редким исключением не имели успеха.

Впрочем, кавказский театр военных действий для России был скорее второстепенным. Основную ставку на него сделали только после Крымской войны: войска на Кавказе были усилены, командующим назначен князь Барятинский, оборона перестроена.
Часть горских народов, устав от долгой войны, предпочла присягнуть императору.
Русские войска отбивали аулы у Шамиля один за другим. В конце концов он вместе с самыми преданными соратниками-мюридами бежал в горный аул Гуниб.

У Шамиля осталось лишь несколько сотен бойцов. Ему неоднократно предлагали сдаться с честью - не потому, что Гуниб не могли захватить, а чтобы не дать имаму стать мучеником за веру. В плену он был гораздо полезнее для прекращения войны.

Шамиль отказывался. Начался штурм, который закончился предсказуемой победой русских войск. Имам с ближайшими соратниками сдались в плен, получив гарантии безопасности. Судьба его решалась в Петербурге. С поверженным врагом обошлись весьма учтиво, его несколько раз принял император.
Шамиль был отправлен жить в Калугу, где через несколько лет вместе с сыновьями присягнул на верность императору. Его даже пригласили как гостя на свадьбу цесаревича, а незадолго до смерти дали дворянство.
Один из сыновей Шамиля позднее перебежал к туркам, где стал видным офицером. Другой сын, напротив, остался в русской армии и дослужился до генерала.

С пленением Шамиля мюридизм сошел на нет, но война не закончилась. Оставались еще черкесы. Сопротивление их удалось достаточно быстро подавить, однако в массе своей они были настроены враждебно.
Российская Империя договорилась с турками о приеме «братьев по вере». Черкесов поставили перед выбором: либо принять российское подданство и остаться в Прикубанье на отведенных им территориях, либо уехать в Османскую империю. Значительная часть предпочла уйти. Вместе с ними ушли многие адыги и небольшие племена.

21 мая 1864 года в селе Кбаадэ состоялся военный парад и молебен, ознаменовавший окончание войны.
После распада СССР Карачаево-Черкесия официально провозгласила 21 мая днем траура по жертвам Кавказской войны, а парламент республики регулярно шлет Госдуме депеши с требованиями признать геноцид черкесского народа.

русский календарь, северный кавказ, история

Previous post Next post
Up