«Убийство Лжедмитрия». Художник - Константин Маковский
Лжедмитрий I (год рождения неизвестен - 17 мая 1606 года) самозванец, выдававший себя за русского царя Дмитрия Ивановича, убитого еще ребенком.
17 мая 1606 года в Москве начался мятеж. Русские бояре свергли и убили Лжедмитрия I, просидевшего на престоле менее года. С тех пор и по сей день этот Лжедмитрий - одна из наиболее загадочных фигур русской истории.
По наиболее распространенной версии, ставшей практически официальной еще при жизни царя, за чудесно спасшегося царевича Дмитрия выдавал себя беглый монах Григорий Отрепьев. Если версия верна, считать Лжедмитрия авантюристом из народа нет смысла. Юрий Отрепьев был достаточно образованным и родовитым человеком, состоявшим на службе у Михаила Никитича Романова - родного дяди будущего зачинателя царской, а после императорской династии.
Романовы стали достаточно влиятельной группой уже при Борисе Годунове. Царь опасался могущественного клана. В разгар болезни Годунов заподозрил, что Романовы созывают людей в столицу, дабы низложить царя.
Годунов сыграл на опережение и отправил к Романовым стрельцов. Клан разгромили: людей рангом пониже казнили, рангом повыше - как самого Михаила Никитича - сослали на край земли, где держали в кандалах в срубе.
Отрепьев укрылся в монастыре, где превратился в Григория. Позднее перебрался в Польшу, встретился с местным магнатом Мнишеком и заручился поддержкой поляка. Затем Отрепьева приняли при польском дворе и поддержали казаками. Начался поход на Москву, возглавляемый Отрепьевым под именем Дмитрия.
У этой версии немало контраргументов: Отрепьев явно получил хорошее европейское образование, обладал хорошими манерами, умел фехтовать, знал польский и латынь.
Получается, Лжедмитрий был поляком. Однако для поляка самозванец слишком хорошо владел русским и церковнославянским языками, оказался крайне хорошо осведомлен о церковном аппарате православной церкви, а по-польски и латыни писал с очень грубыми ошибками.
Есть также версия, что речь шла о действительно чудесно спасшемся царевиче Дмитрии, что, впрочем, весьма сомнительно.
Кем бы ни был этот человек, уже как Лжедмитрий он угрожал Годуновым, которые выслали против самозванца войска. В разгар войны Годунов умер и на престол взошел сын царя Федор, но аристократия уже сделала выбор в пользу Лжедмитрия. Федора сначала покинули несколько воевод, а через несколько дней свергли с престола и убили.
Лжедмитрий вошел в Москву. К нему привели «мать», которая в слезах узнала чудесно спасшегося сына и объявила подлинным Дмитрием. Лжедмитрий, в свою очередь, поселил вдовую царицу по соседству и часто совершал к матушке визиты.
Но аристократы вовсе не планировали, чтобы Лжедмитрий правил. Самозванец был удобным инструментом против Годуновых, не более того. Практически сразу против царя стали готовить заговоры, и первый оказался разоблачен. Нити интриги вели к Василию Шуйскому - будущему царю. Земский собор приговорил Василия к смерти, но Лжедмитрий помиловал боярина и отправил в ссылку.
Вскоре Лжедмитрий взошел на престол. Новый царь щедро принялся одаривать милостями всех, простил даже заговорщика Шуйского, вернув в Москву. Крестьянам разрешили уходить от помещиков, если владельцы не заботились о крепостных в голодные годы, запрещалось потомственное холопство.
Вообще Лжедмитрий оказался первым европеизатором на престоле, предвосхитив Петра Великого. Самозванец не носил бороды, переименовал Боярскую думу в сенат, начал борьбу с коррупцией.
Царь завел прежде невиданные порядки: сам прогуливался по улицам и общался со своими подданными, лично обращаясь к людям, и что самое главное, запрещал боярам брать себя под руки (по традиции, если царь выходил в город, его поддерживали под руки наиболее приближенные бояре).
Лжедмитрий посещал учения стрельцов и объявил невиданную религиозную свободу, начав борьбу с мракобесием. В частности, в Московском царстве были отменены религиозные запреты на игры в шахматы и карты, прекращено преследование скоморохов, сам Лжедмитрий спокойно относился к религиозным вопросам и особенно обрядам, не постился, не давал себя ежеминутно кропить святой водой, дабы злые духи не одолели, и т. д.
Официально считается, что именно неприятие привычек Лжедмитрия послужило причиной восстанию. Это, конечно, не так. Свергли Лжедмитрия примерно те же люди, что и назначили - узкая группа бояр.
Лжедмитрий все более отдалял бояр от себя и, в противовес, возвышал людей из менее знатных русских родов. Но так просто свергнуть Самозванца было нелегко, поскольку личной гвардией монарха служили поляки.
Заговор вновь возглавил Шуйский, помилованный несколько месяцев назад. Василий разработал хитрый план: ударить в набат и созвать жителей города на расправу с поляками под предлогом, что иноземцы пытаются убить царя Дмитрия.
План блестяще удался, поляков перебили, а тем временем Шуйский, Татищев и Голицын со своей свитой въехали в Кремль, где люди Шуйского убили Лжедмитрия.
Суммируя летописи и воспоминания очевидцев, современный историк так воссоздает картину смерти Лжедмитрия.
"...Заговорщики, располагая небольшими силами, не были уверены, что им сразу удастся сломить сопротивление дворцовой стражи. Поэтому они и разработали запаской план действий, выполнить который взялся Осипов. Дьяк должен был потихоньку пробраться в царскую спальню и убить там Лжедмитрия еще до того, как начнется общий штурм дворца. Осипову удалось выполнить только первую часть плана.
Как повествует один из царских телохранителей, злоумышленник проник через все караулы (а всего во дворце было пять дверей с караулами) и добрался до спальни, но тут был убит Басмановым. Судя по разным источникам, Осипов успел выбранить царя, назвав его недоноском. По русским источникам, он произнес целую речь против еретика и расстриги. На самом деле у него попросту не было времени для такой речи.
Прикончив Осипова, Басманов тут же велел выбросить его труп из окна на площадь... Шум на площади усилился, и Лжедмитрий вновь послал Басманова узнать, что происходит. Вернувшись, тот сообщил, что народ требует к себе царя. Самозванец не отважился выйти на крыльцо, но с бердышем в руках высунулся в окно и, потрясая оружием, крикнул: "Я вам не Борис!" (Годунов) В ответ раздалось несколько выстрелов, и Лжедмитрий поспешно отошел от окна.
Басманов пытался спасти положение. Выйдя на Красное крыльцо, где собрались все бояре, он принялся именем царя увещевать народ успокоиться и разойтись... Заговорщики заметили в толпе неуверенность и поспешили положить конец затянувшейся игре. Подойдя сзади к Басманову, Татищев ударил его кинжалом. Другие заговорщики сбросили дергающееся тело с крыльца на площадь. Расправа послужила сигналом к штурму дворца. Толпа ворвалась в сени и обезоружила копейщиков. Отрепьев заперся во внутренних покоях с пятнадцатью немцами. Шум нарастал. Двери трещали под ударами нападавших, самозванец рвал на себе волосы. Наконец он бросил оружие и пустился наутек. Подле покоев Марины [Мнишек] Отрепьев успел крикнуть: "Сердце мое, измена!"
Струсивший царь даже не пытался спасти жену. Из парадных покоев он бежал в баньку (ванную комнату, как называли ее иностранцы). Воспользовавшись затем потайными ходами, самозванец покинул дворец и перебрался, по словам К. Буссова, в "каменный зал". Русские источники уточняют, что царь попал в каменные палаты на "взрубе". Но Отрепьеву не приходилось выбирать. Он прыгнул из окна с высоты около двадцати локтей. Обычно ловкий Отрепьев на этот раз мешком рухнул на землю, вывихнул ногу и потерял сознание.
Неподалеку от каменных палат стражу в воротах несли верные Лжедмитрию караулы... Придя в себя, Лжедмитрий стал умолять стрельцов "оборонить" его от Шуйских. Подняв царя с земли, стрельцы внесли его в ближайшие хоромы. Между тем мятежники, не обнаружив Лжедмитрия во дворце, принялись искать его по всему Кремлю. Вскоре им удалось обнаружить его убежище. Украинские стрельцы были единственными из всей кремлевской стражи, кто пытался выручить самозванца. Они открыли пальбу и застрелили одного-двух дворян заговорщиков. Но силы были неравные. Толпа заполонила весь двор, а затем ворвалась в покои. Стрельцы сложили оружие.
Попав в руки врагов, Отрепьев понял, что проиграл игру. И все же он продолжал отчаянно цепляться за жизнь. Глядя с земли на окружавшие его знакомые лица, самозванец униженно молил дать ему свидание с матерью или отвести на Лобное место, чтобы он мог покаяться перед всем народом. Враги были неумолимы. Один из братьев Голицыных отнял у Гришки последнюю надежду на спасение. Он объявил толпе, что Марфа Нагая давно отреклась от Лжедмитрия и не считает его своим сыном. Слова Голицына положили конец колебаниям. Дворяне содрали с поверженного самодержца царское платье. Оттеснив стрельцов, заговорщики окружили плотным кольцом скорчившуюся на поду фигурку. Те, что стояли ближе к Гришке, награждали его тумаками. Те, кому не удавалось протиснуться поближе, осыпала его бранью. "Таких царей у меня хватает дома на конюшне!", "Кто ты такой, сукин сын?" - кричали они наперебой...
Толпа москвичей продолжала расти, и заговорщики, опасаясь вмешательства народа, решила покончить с самозванцем... Решительнее всех в толпе, окружившей самозванца, действовал московский купец Мыльник. На повторные просьбы Отрепьева дозволять ему говорить с народом с Лобного места купец закричал: "Нечего давать еретикам оправдываться, вот я тебе дам благословение!" С этими словами он разрядил в него свое ружье...
Заговорщики спешили довершить дело. Они набросились на окровавленного, бившегося в агонии Отрепьева как стая воронья и продолжали рубить распростертое на полу тело и стрелять в него даже после того, как оно перестало обнаруживать признаки жизни"
Гражданам объявили, что Лжедмитрий был не чудесно спасшийся царь, а еретик и колдун, который планировал подвергнуть поруганию веру православную и установить в стране католичество.
Новым царем стал Шуйский, которого выдвинула собственная свита. Впрочем, и Шуйский не сумел надолго удержаться на престоле, но это уже другая история.
«Последние минуты жизни Лжедмитрия I», картина Карла Венига, 1879 год