За чертой бедности

May 13, 2021 02:00



Российский президент в очередной раз заявил о необходимости контролировать цены на продукты.
Он потребовал от правительства “добиться предсказуемости” цен на товары, “применив долгосрочные рыночные механизмы” и отчитаться об этом до 1 июля.
И это притом, что недавно сам же подписал указ о заморозке цен на ряд товаров, что вообще-то к рыночным механизмам никак не отнесешь.
Тем временем, число бедных в РФ неуклонно растет, и в эту категорию стремительно перемещается та часть населения, которую “кремлевские” прежде причисляли к среднему классу.

Российские власти несмотря на очевидность происходящего, не желают официально признавать распространившуюся по стране повальную бедность и нищету и решили ввести очередной мониторинг качества жизни в регионах. Идейный вдохновитель всего этого, разумеется, опять президент Путин.

Собственно, “кремлевские” организовывали эти псевдо-ревизии и раньше: по-прежнему имеются 20 критериев оценки эффективности губернаторов, среди которых в числе первых упоминается уровень бедности.

Но с этого года изменился расчет прожиточного минимума, что сделало неактуальными предыдущие оценки, демонстрирующие “небывалые успехи”. Если ориентироваться на новую формулу, то уже в этом году может случиться скачок уровня бедности, который рискует затем надолго застыть.

Теперь в Кремле планируют оценивать качество жизни населения в субъектах РФ в рамках ежегодного рейтинга, который будет учитывать мнения граждан.

Как поведал Путин в ходе заседания президиума госсовета и Агентства стратегических инициатив, их цели посвящены самому главному - тому, чтобы граждане жили лучше. То обстоятельство, что как раз в процессе достижения прежних целей Путин и его приятели довели большую часть населения страны до нищеты, как бы упорно игнорируется.

Путину хочется новых победных псевдо-отчетов, на местах берутся их организовать. Как сообщил Путин, “усилия каждого региона по повышению благополучия граждан будем оценивать максимально объективно, на основе мнения людей”.
То есть с одной стороны, Кремль урезает финансирование регионов, забирая их собственные доходы, а с другой, требует от этих самых регионов неких достижений. Разумеется, в такой ситуации все успехи могут быть только мнимыми и фиктивными - исключительно на бумаге.

Меж тем, в путинском указе поставлена задача снизить уровень бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года - то есть довести его примерно до 6%. Задача эта, конечно же, из разряда “построения коммунизма в отдельно взятой стране” и предоставления каждой женщине по мужчине и наоборот.
Росстат, конечно же, немедленно отрапортовал об успехах социальной политики, сумевшей смягчить последствия искусственного кризиса, вызванного фиктивной “пандемией”.

В итоге, по данным российского статведомства, в четвертом квартале 2020 года доходами ниже прожиточного минимума располагали 13,5 млн человек, или 9,2% населения.
Вот только при расчете использовалась величина прожиточного минимума, установленная приказом Минтруда на уровне примерно 11,3 тысяч рублей. Благодаря “успехам”, зафиксированным в четвертом квартале, по итогам всего года РФ удалось снизить уровень бедности до 12,1%, что стало самым низким показателем после 2014 года.
Это официально, хотя очевидно, что доход в 11,3 тысячи рублей в месяц никак не может считаться порогом бедности - этой суммы не хватит даже на элементарное пропитание.

Однако с 2021 года, говорят эксперты, даже эти липовые достижения сфабриковать будет непросто. Теперь рассчитывают прожиточный минимум иначе - в привязке не к потребительской корзине, а к медианному доходу населения.
По расчетам правительства, в 2021-м прожиточный минимум составит около 11,7 тысяч рублей. И вот тут выясняется, что в течение долгих лет ситуация с бедностью кардинально не менялась.
Уровень бедности по новой формуле на протяжении последних лет - с 2013 по 2019 год - практически не менялся. Он находился в пределах от 14,6% до 14,2%, никак не реагируя ни на экономический рост, ни на экономический спад.
В основе расчетов аудиторов данные Росстата. Их можно перепроверить: медианный доход с 2013 по 2019 год в стране вырос почти на 40%, однако доля граждан с доходами менее 40% от медианы - в открытом доступе есть именно такой показатель - снизилась крайне незначительно: с 11,8 до 11,5% населения. Новый прожиточный минимум составляет около 44% от медианы, так что вектор понятен.

В целом, очевидно, что расчет бедности по медианному доходу - затея сомнительная. Ведь, если в обществе появляется больше бедных, то медианное значение движется вниз и туда же будет автоматически передвигаться и скудный прожиточный минимум.

В итоге “кремлевские” все так же не намерены наращивать доходы населения, у них совсем другие планы: путинское правительство планирует “уточнить” методику расчета реальных доходов населения. То есть, другими словами, методику просто в очередной раз поменяют, чтобы удобнее было подгонять необходимые цифры под нужный результат.

Борясь со статистикой, “кремлевские” вдобавок изображают некие усилия по борьбе с ценами. То “закрепляют” цены на подсолнечное масло и сахар, что само по себе никак не влияет на расходы населения, ведь все остальное выросло в цене. То собираются добиться некоей “предсказуемости роста” стоимости продуктов.

При этом очевидно, что единственное, что сегодня путинское правительство может сделать в рыночных рамках, это погрозить пальцем предпринимателям. А любые административные вмешательства немедленно приводят к дефициту товаров, к снижению их качества, либо к уменьшению количества товара в одной упаковке.
Вначале крупу фасовали по одному килограмму, потом по 950 граммов, а сейчас она идет в упаковке уже по 850 граммов. И вот, вроде бы упаковка стоит столько же, и формально “цены не растут”.

Единственный возможный вариант рыночного влияния на цены - увеличивать предложение. Это означает либо разрешать импорт и снимать барьеры, либо давать стимул российской экономике для реального роста.
Однако это находится уже за пределами восприятия и мировоззрения “кремлевских” и лично Путина. Их способы существования и личного обогащения такие варианты начисто исключают.

А что касается опросов об уровне жизни в регионе, то они никак не могут стать реальным показателем успехов властей по борьбе с бедностью. Зато такими показателями являются закредитованность населения, рост преступности и активная миграция, когда регионы ежегодно теряют тысячи человек.

бедность, общество, 'экономика

Previous post Next post
Up