27 апреля 1702 года Петр издает манифест о приглашении иностранцев в Россию. Царь обещал, что все приехавшие будут пользоваться в России полной свободой вероисповедания, получать достойное жалованье и не будут иметь недостатка в работе.
Петр желал как можно скорее модернизировать страну, а также увеличить объемы торговли с европейскими странами. Достичь этого он планировал через массовое приглашение иностранцев на русскую службу.
В Европе в то время это было в порядке вещей, знатные аристократы кочевали из одной армии в другую и порой успевали за свою жизнь послужить в пяти-шести разных армиях. Но в допетровской России иностранцы являлись скорее штучными экземплярами. О массовом приглашении европейцев не могло быть и речи.
Манифест начинался следующими словами:
Со вступления Нашего на сей престол, все старания и намерения Наши клонились к тому, как бы сим Государством управлять таким образом, чтобы все Наши подданные, попечением Нашим о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние… поелику же Мы опасаемся, что дела сии не совсем еще в таком положении находятся, как бы Мы того желали, и что Наши подданные не могут еще в совершенном спокойствии насладиться плодами трудов Наших.
Царский манифест гарантировал иностранцам полную свободу веры. В общем-то, она существовала и раньше, во всяком случае в Москве и Архангельске, где иностранцы были частыми гостями. Но Петр на всякий случай еще раз подтвердил.
Чтобы иностранцы не опасались судебных преследований, им обещали судебное разбирательство не по русским законам и обычаям, а по римскому праву. Кроме того, создавались специальные учреждения именно для судебных разбирательств и споров с участием иностранцев, поступивших на русскую службу.
Манифест был напечатан для распространения в европейских странах. Любой желающий переехать в Россию иностранец должен был добраться до ближайшей русской территории, где мог заявить о себе местному губернатору или наместнику.
После этого он и его свита (если она была) получали бесплатные подводы до столицы за счет казны. Каждый русский чиновник имел инструкцию оказывать едущим на службу всяческую помощь в пути. Это отдельно оговаривалось в манифесте:
Мы от сего числа всем Нашим Наместникам, Губернаторам и Командующим, как на границах, так и по дорогам от Киева, Смоленска и Пскова сюда ведущим, сообщим о том Наши подтвердительные указы и инструкции, так чтобы впредь приезжающим офицерам, никаким образом препятствия или беспокойства причинено не было, но чтобы напротив того им оказана была всякая добровольная готовность к услугам.
В первую очередь манифест был рассчитан на офицеров. Петр взялся перестраивать армию по современному европейскому образцу и испытывал страшную нехватку офицерского состава.
Поэтому и звал он в первую очередь на военную службу. Причем не только для непосредственного командования «здесь и сейчас», но и для передачи опыта и знаний будущим русским офицерам.
Однако в манифесте отмечалось, что рады будут не только офицерам, но и «равным образом купцы и художники намеревающиеся въехать в Россию, имеют быть приняты со всякою милостию».
Напоследок манифест гарантировал, что иностранцы вовсе не будут на правах заложников и вольны в любое время оставить службу по собственному желанию в соответствии с европейскими обычаями:
Дабы все те, которые в Нашу службу вступят, уверены были, что они не будут лишены свободы оставлять Нашу службу, того ради Мы их сим обнадеживаем, что при отставке из Нашей службы, всегда таким образом поступлено будет, как то обыкновенно водится у других Европейских Монархов.
Первые иностранцы с опаской смотрели на предложение, но вскоре стало понятно, что царь слово держит, и специалисты (а звали в первую очередь именно их) поехали на русскую службу, которая сулила сумасшедший карьерный рост.
Позднее, в эпоху Екатерины, в Россию устремились уже колонисты (в первую очередь немецкие) для заселения отвоеванного у турок Дикого поля. Но их призывали уже другими обещаниями.