18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, длившаяся полтора года. В этот день немцев удалось выбить из Шлиссельбурга и освободить сухопутный коридор шириной в несколько километров, по которому в кратчайшие сроки провели железную дорогу.
Слово «блокада» в памяти русского человека ассоциируется с очень печальными и темными страницами истории Великой Отечественной. Разумеется, к сотворению этой гекатомбы на берегах Невы приложила руку и советская власть. Пару слов о красном стратегическом гении, обрекшем ленинградцев на страшную зиму 1943-го.
Любой человек, ознакомившийся с темой хотя бы поверхностно, непременно задаст вопрос: почему город не эвакуировали? Эвакуировали, причем потратили на это немало сил. Но сделано это было совершенно бестолково и безответственно.
Например, треть из полумиллиона эвакуированных была вывезена в Ленинградскую область - только для того, чтобы потом вернуться обратно в город из-за немецкого наступления. Спрашивается, какой смысл был в том, чтобы вывезти почти 150 тысяч человек и потом возвращать их обратно?
Разумеется, в первую очередь эвакуировали важнейшие предприятия. Но и простым горожанам, в общем, никто не мешал эвакуироваться самостоятельно.
Другое дело, что люди оказались в неведении - власть неохотно делилась информацией о неудачах на фронте (что, в принципе, можно объяснить борьбой с паникой).
Срываться с насиженного места и уезжать неведомо куда, в глушь, где нет работы и жилья? Ради чего? К тому же единовременно эвакуированным дозволялось снять со сберкнижки не более 200 рублей.
В условиях войны эта сумма таяла на глазах. А если в семье были дети, то поездка в никуда становилась и вовсе невозможной. Многим казалось, что им ничего не угрожает, а если и случится беда - всегда можно будет уйти из города.
Только в последние дни перед эвакуацией горожане опомнились и кинулись из города. Но вот как раз тогда уже было поздно. Город объявили на осадном положении, просто так теперь было не уехать, надо было выбивать разрешение на эвакуацию.
Поезда уже не ходили, эвакуация шла по Ладожскому озеру. Но пригодных барж не хватало и в последние дни перед катастрофой вывезли лишь незначительную часть желающих.
Снабжение города началось по Ладоге с первых же дней блокады, но барж не хватало. К тому же присутствовали некоторые организационные просчеты. В первые несколько дней муку в город возили весьма бойко, но потом резко сбавили обороты.
Судя по всему, в Москве решили, что Ленинград обречен и со дня на день будет потерян. На базе парткомов экстренно создавались специальные «тройки», чьей задачей была подготовка к уничтожению наиболее важных объектов. Разрабатывался план минирования судов Балтфлота.
Однако немцы не спешили штурмовать город. Тогда советские военачальники предприняли отчаянную попытку снять блокаду. Однако Синявинская наступательная операция захлебнулась. В этих условиях продовольствие в город почти никто не возил. Баржи в город ходили, самолеты летали, но возили они в основном оружие и боеприпасы, а также пополнения для личного состава военчастей.
В октябре в Новую Ладогу прибыла делегация партийных чинов из Ленинграда. Они в ярости кидались на всех, трясли местную номенклатуру за грудки, обвиняя их в том, что они пытаются уморить огромный город голодом, что продовольствие никто не возит, а запасы на городских складах подошли к концу.
С этого момента началось кое-какое снабжение города едой, но момент уже был упущен.
Карта блокадного Ленинграда
Имеющимися средствами восполнить дефицит продовольствия в городе и тем более сделать какие-то запасы было невозможно, даже с учетом урезания и без того скудных пайков. Полноценно канал снабжения наладили только в октябре, через месяц после начала блокады и в крайне неблагоприятных погодных условиях.
К делу подключились самолеты, но их было совсем мало. Только с того момента, как на Ладоге установился лед, стало возможно доставлять в город провизию на грузовиках. Но в период с сентября по ноябрь поставки практически иссякли, что и вызвало катастрофу первой зимы, когда Ленинград понес огромные потери.
Голод в блокадном Ленинграде
Стоит сказать, что советские управленцы хотя и совершили целый ворох глупостей, приведших к гибели тысяч человек, но кое-какие выводы из ситуации они всё же сделали. Ко второй навигации по Ладоге подготовились весьма основательно, настроив множество барж. Туда баржи шли с едой, обратно - с эвакуируемыми.
Положение в осажденном городе через некоторое время почти пришло в норму. Смертность сократилась практически до довоенной, город зажил нормальной жизнью.
Но с суши он всё еще был блокирован. На этот раз советские военачальники не стали бросать в бой неподготовленные силы без четкого плана. Операцию «Искра» готовили по уму, СССР имел значительное преимущество над немцами как в личной силе, так и в вооружении на данном участке. Всего в операции были задействованы войска двух фронтов: волховского и ленинградского. Их ударные группировки должны были наступать навстречу друг другу и соединиться на т. н. шлиссельбургско-синявинском пятачке, где расстояние между группировками было наименьшим.
12 января, после артподготовки и авиабомбардировки, началось советское наступление. Немцы выстроили эшелонированную оборону и не собирались так просто сдаваться. Тем не менее после недели боев советским частям удалось пробиться навстречу друг к другу, их разделяло буквально несколько километров. Немцы начали отступление с участка. 18 января блокаду прорвали. Под контролем советских войск оказался небольшой клочок суши. Кроме того, Шлиссельбург также отбили.
Пытаясь развить успех, советское командование продолжило наступление. Однако дальше им противостояли уже куда более крупные силы. В итоге наступление забуксовало и остановилось. Несмотря на большие жертвы не удалось взять Синявинские высоты, но программа-минимум была выполнена. Советским солдатам удалось пробить по суше коридор шириной около 10 километров.
На этом сухопутном коридоре в кратчайшие сроки (всего за 17 суток) была построена т. н. дорога победы - железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны длиной 33 километра, по которой начали доставлять грузы в Ленинград и эвакуировать оттуда людей, хотя дорога пролегала всего в нескольких километрах от немецких позиций и регулярно ими обстреливалась.
Блокада была прорвана, но окончательно снять осаду с города удалось только через год.