Нетолерантный Дюма

Dec 28, 2020 05:00



Как говорится: век живи - век учись. Я, может, так  и не узнал бы никогда, что всемирно известный писатель Александр Дюма имел африканские корни, если бы не скандал, разгоревшийся некоторое время тому назад, из-за вышедшего во Франции фильма, повествующего об авторе «Трех мушкетеров».
В те времена толерантность не была еще в таком тренде, как сейчас и об этом скандале в прессе и по телевидение особенно не распространялись .Но, по нескольким сообщениям в интернете, я все же узнал об этой тайне Дюма-старшего.

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Виллер-Котре.
Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити
Квартерон (от лат. quarta - четверть) - в колониальной Америке так называли человека, у которого один предок во втором поколении (дед, бабка) принадлежал к негроидной расе, то есть потомок мулатного и белого родителей.

А причиной скандала стало то, что французского писателя сыгрыл популярный актер Жерар Депардье, что, по мнению «афрофранцузских» актеров, является отказом режиссера фильма «прославить этническое разнообразие Франции и напомнить миру о происхождении великого писателя». А это, считают темнокожие актеры, является уже дискриминацией.

Дело зашло настолько далеко, что президент Совета ассоциаций чернокожих Франции Патрик Лозе заявил, что выбор Депардье на роль Дюма «так же нелеп, как и выбор белокожего актера на роль Мартина Лютера Кинга или же Барака Обамы».

Британская The Times , сообщившая  об этом инциденте, пиcала в те дни, что поскольку в фильме описываются взаимоотношения Александра Дюма и его помощника Огюста Маке, которому приписывается главная заслуга в написании многих романов Дюма, борцы за права французских черных возмущены тем, что слава «негра» Дюма приписывается «белому» Маке.

Что за бред, скажете вы. Да, действительно, Александр Дюма, как сейчас стало широко известно, был «сыном наполеоновского генерала и внуком рабыни-гаитянки». И что из этого следует? Я просмотрел в интернете множество портретов Дюма, но ни на одном из них не нашел даже и намека на его африканское происхождение. Даже Пушкин гораздо более ближе к африканцам чем Дюма, хотя есть мнение что Дюма и Пушкин это один и тот же человек.



Александр Дюма

Думается, дело не в происхождении писателя. Думается, дело в том, что «этническое разнообразие» Франции достигло уже той критической величины, когда возможны уже любые эксцессы, на которые могут пойти представители того или иного этнического меньшинства для достижения своих узкообщинных целей.

Что такое культура? В самом общем смысле этого слова. Тогда надо забыть все, что делалось в этой области до сих пор, и начать все делать заново. Переписывать древние книги. Заново ставить спектакли. Переснимать кинофильмы.

Иначе получается абсурд. Ну как, в самом деле Шекспир мог ввести в свою пьесу чернокожего Отелло? Я не думаю, что в Лондоне того времени были чернокожие актеры. Мазались жженой пробкой, выходили на сцену, а зритель замирал от происходящего. Он, зритель, не думал, что на сцене вовсе не чернокожий, ему было все равно, кто играет мавра, он был заворожен теми страстями, которые доносил до них Шекспир.

Вот скажите на милость, что делать с такой новостью? В Северной Корее поставлена опера «Евгений Онегин». Оперу Чайковского поставили студенты и педагоги Пхеньянской консерватории. Понятно, что и Онегин, и Ленский, и все другие герои бессмертной оперы выглядят, на наш взгляд, слегка необычно. Ну и что с того? Хотят и ставят. Если северных корейцев волнуют события, происходившие некогда в далекой северной стране, где люди вовсе не похожи на корейцев, если их волнуют чувства тех, кто жил давно и далеко от них, то ничего плохого в том, что Ленский похож на Тена, а Онегин на Пака, я не вижу.

Как же дошли до жизни такой, что «французские негры» требуют отдать роль совершенно белокожего (ну, может быть, слегка смуглого) Александра Дюма совершенно чернокожему актеру?

И вот уже в фильме «Цвет креста» чернокожий актер играет самого Иисуса. Как сообщал публике режиссер фильма Жан Клод ла Марр, его версия последних двух суток земной жизни Христа основана на некоторых «исторических документах», которые, якобы, свидетельствуют о «возможном африканском происхождении Иисуса Христа».

Что за документы? Можно ли с ними ознакомиться? Это, считает режиссер, неважно, главное - «помочь аудитории по-новому представить облик Христа, инициировать дискуссии на эту тему».



Черный Дюма

В советское время везде висели портреты Ленина. Так вот, по рассказам над воротами санатория в Бричмулле под Ташкентом, Ленин был похож на шашлычника из соседней чайханы, в таджикском Душанбе Ленин был вылитым таджиком, а в Ашхабаде, что в Туркмении, вождь, конечно же напоминал лицо титульной национальности. И что? Ничего. Все были довольны. Никому эти разночтения в облике изображенной персоны не мешали понимать, что это Ленин.

Похоже, что во Франции довольно давно обкатываются новые методы воздействия на западный мир. Вдобавок к уже ставшей привычной политической корректности в повседневной жизни и в политике появляется пугающий своей непредсказуемостью метод публичного воздействия в области культуры. Кто знает, что в следующий раз не понравится той или иной некоренной общине?
Здесь можно ожидать всего, что угодно.

Если уже звучат обвинения в том, что мусульманским женщинам не разрешают посещать бассейны в традиционной мусульманской одежде, то где гарантия, что вскоре не прозвучат обвинения в том, что уже упомянутый выше Отелло интерпретируется режиссерами не так, как это кажется нужным темнокожим?

Нет таких гарантий. Они, гарантии, появятся лишь тогда, когда каждый гражданин страны будет не на словах, а на деле иметь не только равные возможности, но и равные обязанности. В том числе и обязанности уважать мнения других. В том числе, и в области искусства.

толерантность, писатели, франция, культура

Previous post Next post
Up