К концу 2020 года обитатели России подходят в состоянии нищеты и полного неверия в улучшение ситуации. Как показывают социологические опросы, около трети работников жалуются на снижение своих доходов и не ждут их восстановления в будущем.
Каждая четвертая компания в РФ призналась, что ей пришлось пойти на урезание зарплат или на сокращение персонала. Индекс потребительских настроений российских семей сегодня оказывается на минимуме за последние четыре года. Все это никак не указывает на рост ВВП, развитие экономики и прочие оптимистичные басни, которые так любит публично травить Путин.
Экономисты и сотрудники служб статистики в политкорректных выражениях говорят об общем снижении в РФ “потребительского оптимизма”. Причем происходит это главным образом за счет относительно обеспеченных слоев населения. Наиболее серьезной проблемой для граждан в этом году стало падение доходов.
У трети работников в этом году уменьшился доход. И речь идет только о рублевом эквиваленте - в реальности с учетом падения курса рубля по отношению к основным мировым валютам, доходы в РФ упали у 90% населения.
При этом каждый третий опрошенный статистикой респондент причину снижения своих доходов объяснил увольнением или сокращением. Около 32% заявили о сокращении заработной платы или об урезании бонусного пакета. Кроме того, каждый десятый причину снижения дохода объяснил переходом на новую работу с менее выгодными финансовыми условиями.
Надежды на следующий год “восторженными” также не назовешь: почти все ожидают дальнейшего сокращения доходов. Руководство каждой четвертой опрашиваемой компании призналось, что снизило выплаты своим сотрудникам. Для сравнения: в 2019 году о сокращении заработка работников говорил лишь 1% работодателей. Сегодня каждая четвертая IT-компания или компания из сферы гостеприимства и общепита готовятся к новому урезанию зарплат. К сокращениям готовятся в каждой восьмой нефтегазовой компании. Почти каждый третий представитель малого и среднего бизнеса намерен и в следующем году экономить средства и сокращать рабочие места.
Вся эта ситуация касается, как конкретных людей, так и экономики страны в целом. Ведь если у людей нет денег, они покупают только самое необходимое, а спрос сжимается. В результате предприятия не получают прибыль, не могут выплачивать зарплаты и платить налоги. И, соответственно, все большее количество людей оказывается в тяжелом материальном положении.
Разумеется, разорвать этот замкнутый круг власти могли бы, наращивая доходы граждан, но в Кремле предпочитают выдать по пять тысяч рублей семьям с малолетними детьми и продолжать делать вид, что никаких проблем в экономике РФ нет. Еще один “мудрый” шаг - попытка повлиять на некоторые продовольственные цены административным порядком. Ритейлеры уже говорят, что это худшее, что можно было придумать. Учитывая долю расходов граждан на “подешевевшие” сахар и подсолнечное масло, административное вмешательство позволит сэкономить гражданам в среднем около 35 рублей в месяц. Но эта экономия никак не решает общую проблему нехватки денег на еду - люди питаются вовсе не смесью сахара с маслом.
Все правительственные сельхозпрограммы, на реализацию которых были выброшены миллиарды бюджетных рублей, также не работают. Зерно в РФ продают дороже, чем в странах, где оно не растет. Говядина также крайне дорогая. А своя качественная молочная продукция в стране так и не появилась по причине элементарной нехватки дойных коров.
Продолжающееся издевательство “кремлевских” над бизнесом, объясняемое в том числе и “пандемией”, в ближайшее время доконает еще тысячи российский предприятий. В нынешних российских реалиях это неслыханное расточительство.
Но и в этой ситуации “кремлевские” заняты исключительно самопиаром и подготовкой к грядущей предвыборной кампании в госдуму. Для них сейчас важно сделать все возможное, чтобы “выборы” прошли предельно предсказуемо, но повышать уровень благосостояния электората при этом даже в популистских целях больше никто не планирует. Это технологии давно ушедшего прошлого - теперь власть предпочитает не тратиться на “голоса”, получая их гораздо более дешевым и эффективным административным путем.