Черносотенцы. Вымысел и правда

Nov 14, 2020 22:14



Для большинства историков в советские времена слово черносотенец означало практически то же, что и "русский антисемит".
Правда, в  советских научно-исторических изданиях черносотенцы иногда характеризовались несколько ближе к истине: как “участники погромно-монархических организаций в России начала XX века, деятельность которых была направлена на борьбу с революционным движением”.
В число таких организаций входили "Русская монархическая партия", "Союз русского народа", "Русский народный союз имени Михаила Архангела", "Союз русских людей", "Священная дружина" и другие, стихийно возникшие с началом революции 1905 года.

Что же означает выражение "черная сотня"? Оно встречается в русских летописях с XII в. Историк В.О.Ключевский отметил в этой связи, что русское общество делилось на два разряда граждан: "служилые" (состоявшие на государственной службе) и "черные", иногда еще их называли: "земские", в число которых входили прочие горожане и свободные крестьяне.
Их "черные сотни" по собственному почину сыграли огромную роль в сохранении монархической государственности в те времена, когда официальные власти оказывались к тому неспособны, как, например, в Смутное время в начале XVII в.

Исследователь этого вопроса Кожинов в книге "Россия. Век XX" показывает на обширном материале, что, именуя свои организации "черными сотнями", правые идеологи в годы "первой русской революции" стремились возродить народный характер сопротивления наступавшим враждебным силам.

В частности, один из основоположников организованного черносотенства писал в "Руководстве монархиста-черносотенца": “Враги самодержавия называли "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя.

Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников”. Лозунг черносотенцев был - "Православие, Самодержавие, Народность".

Эта цель - защитить самодержавие от революции - была естественна для всех русских православных людей. Поэтому в черносотенном движении начала XX века приняли участие миллионные народные массы, его поддерживали многие известные духовные лица, деятели культуры, ученые, как, например, будущий Патриарх Тихон, архиепископ Антоний (Храповицкий), прот. Иоанн Восторгов, идеолог монархии Л.А.Тихомиров, историк Д.И.Иловайский, академики А.И.Соболевский, К.Я.Грот, Н.П.Лихачев, Н.П.Кондаков и другие.
Даже если не все они формально входили в те или иные черносотенные организации, то были единомысленны с ними в словах и делах.

Отношение революционеров к черносотенцам было как к главным врагам, хотя они всего лишь защищали порядок. Так, 16 января 1905 г. эсерка М.Спиридонова убила советника губернского правления Луженовского - "за организацию черной сотни в Тамбове и как ответ на введение военного положения".

Приведем также пример знаменитой "жертвы черносотенцев" - Баумана, чье имя в Москве до сих пор носят улица (бывшая Немецкая), станция метро, престижный вуз.
Это был профессиональный революционер, выходец из остзейских иудеев. 18 октября 1905 г. Бауман находился во главе антиправительственной демонстрации, а затем с красным флагом поехал в пролетке, крича: "Долой Бога, долой Царя; я вам царь и бог!"

Услышав это, стоявший на тротуаре рабочий Николай Федорович Михалин (из крестьян Тамбовской губернии) замахнулся на богохульника железной палкой. Бауман соскочил с пролетки и бросился бежать.
.Михалин догнал его и несколько раз ударил палкой по голове, отчего Бауман умер. Михалин добровольно явился в полицейский участок и сознался в учиненном им преступном деянии, объяснив, что, возмущенный действиями Баумана, видел в нем врага Царя. Михалин был арестован и позже по ходатайству министра юстиции Щегловитова был помилован.

российская империя, история, русские националисты

Previous post Next post
Up