Людям, сколько-нибудь сведущим в истории, странно слышать сегодня обвинения граждан некоторых бывших союзных республик в адрес России и русских. Дескать, «угнетенные малые народы» страдали от колониальной политики Российской Империи, были безмерно счастливы, что освободились от неё, а сегодня еще и жаждут «возмещения ущерба».
Обратимся к историческим фактам. Влияние России на Кавказе усиливалось с конца XVII века. А в XIX веке весь Кавказ становится частью Российской империи. В 1801 году к России присоединяется Восточно-грузинское царство, в 1804 - Имеретия, в 1806 - Осетия, в 1810 - Абхазия, в 1813 - Дагестан, в 1817 - Малая Чечня, в 1825 - Кабарда, в 1828 - Восточное Закавказье, в 1829 году - черноморское побережье от Новороссийска до реки Мехадырь. В 1859 г. «замиряется» Большая Чечня и внутренний Дагестан, в 1864 - Черкесия, и, наконец, в 1878 г. от Турции к России переходит юго-западный Кавказ - Карс, Ардаган, Батум.
Часть этих стран, особенно христианские царства и княжества Грузии, Абхазии, Кабарды, общины Армении и Осетии давно просились в подданство православного могущественного государства, способного защитить эти народы от власти иноверцев, другие вошли в состав Российской империи после длительного сопротивления и войн, но результат присоединения в целом был весьма положительным.
Бурно развивалась промышленность, возникло товарное сельское хозяйство, появлялись и быстро росли города, строились шоссейные и железные дороги, соединившие все основные поселения Кавказа и Закавказья с севером Империи.
Кроме экономического, достигнуто было и культурное единство. Через Россию высшее культурное сословие Кавказа становилось частью европейски образованного общества, и по мере общего образовательного развития Империи и на Кавказе грамотность и образованность становились уделом всё большего числа людей. Но главное, на Кавказе впервые за много веков был обеспечен прочный мир и закон.
Торговые дороги стали безопасны от грабителей, междоусобная и межплеменная вражда, уносившая до того тысячи жизней, забылась. Даже совсем недавно покорённые северокавказские горцы через два десятилетия после капитуляции Шамиля назначались офицерами императорского конвоя.
В их верности не сомневались, и не без оснований: ни одного инцидента религиозной и политической нетерпимости инкорпорированная в русскую элиту горская знать не допустила до самой катастрофы 1917 года.
В первую мировую войну кавказские ханы, беки и уздени занимали командные посты в русской армии и подчас сражались на Кавказском фронте со своими единоверцами и почти соплеменниками турками, причём не было случаев измены и предательства. Тем более это можно сказать о грузинском, армянском и осетинском дворянстве.
После подавления смут 1905 года, октроирования Основных законов и созыва законодательных учреждений, избираемых населением, исчезли все религиозные стеснения для мусульман Кавказа, а быстрый экономический рост региона переориентировал большую часть туземцев на хозяйственную деятельность. Полностью прекратился отъезд в Турцию. Стало расширяться добровольное изучение русского языка, лояльность кавказских народов к Империи существенно укрепилась, а межнациональные и межрелигиозные конфликты, раздиравшие Кавказ во время революционной смуты, перешли в «холодную фазу».
Это отвечало планам имперской администрации. С самого замирения Кавказа 1859-64 годов государственная политика на Кавказе осуществлялась с целью его «обрусения».
«Обрусение» не следует путать с «русификацией». Царская администрация вовсе не рассчитывала, что горцы, татары, армяне или грузины в будущем могут превратиться в таких же русских людей, как обыватели Курска или Твери. Вовсе нет. Речь шла о другом.
Оставаясь армянами, аварцами, калмыками или абхазами, мусульманами, григорианами, буддистами, они должны были превратиться в граждан России в действительном смысле. Их отечеством должна была стать Россия, а высшим земным авторитетом - русский Самодержец.
Мир на Кавказе, установившийся после завершения Кавказской войны, и быстрое экономическое развитие региона в предреволюционное десятилетие, казалось, прочно направили жизнь его народов по общеимперскому сценарию. Строились новые пути сообщения, росли города, развивалась промышленность, культурное товарное сельское хозяйство. В земледельческий оборот благодаря мелиорации включались и приносили колоссальные доходы до того неиспользовавшиеся земли, освоенные русскими крестьянами-переселенцами.
В сознании и знати, и народа русские превращались из «завоевателей-кяфиров» в соседей, сотрудников, братьев по оружию. Не сбылись прогнозы о нелояльности Северного Кавказа в случае войны с Турцией
. Несмотря на усиленную засылку агентов-турок, туземные воинские части Кавказа проявили себя совершенно надёжными, а тыл обнаружил полную лояльность России. Конфликты на Кавказе в тот период происходили не между русскими и имперской администрацией, с одной стороны, и туземцами - с другой, а между населявшими Кавказ коренными народами, в первую очередь между татарами-азербайджанцами и армянами.
Сегодняшний армяно-азербайджанский конфликт имеет давнюю историю. Во времена персидского владычества Восточным Кавказом христиане-армяне находились в зависимом и подчинённом мусульманам положении. После включения края в состав России армянам, как христианам, стало оказываться предпочтение, и среди них быстро возникла влиятельная группа чиновников и капиталистов, которые поставили теперь уже мусульман в подчинённое положение.
С новым порядком вещей татары ( прежнее название азербайджанцев) мирились с трудом. В докладе помощника наместника Кавказа по военной части от 4 июля 1915 г. отмечалось, что мусульмане Закавказья относятся к армянам «крайне неприязненно». Во время смуты 1905 года между армянами и татарами происходили кровавые столкновения, унесшие тысячи жизней, причём обе стороны обвиняли друг друга в инициировании конфликта.
Однако общее успокоение в Империи, наступившее в 1906-07 годах, перевело и этот конфликт в холодную форму. И армяне, и татары стремились законными путями вытеснить своих противников из зоны совместного чересполосного проживания в Елизаветпольской и Эриваньской губерниях.
Но и даже в этом, наиболее глубоком и длительном из межэтнических кавказских конфликтов в Российской Империи намечались положительные тенденции. Об этом свидетельствует прекращение прямых насилий не только тогда, когда они жёстко пресекались царской властью.
Когда в начале мировой войны турецкие войска вторглись в Батумскую область России и оккупировали приграничные селения, местные мусульмане, российские подданные, защищали и укрывали армян от турецкого геноцида. Только октябрьская катастрофа 1917 г. перекроила межнациональные отношения на Кавказе, вернув последние в эпоху южного мусульманского доминирования.
Исторические факты не терпят, когда их ставят с ног на голову. Понятное дело, что в политике не следует ожидать благодарностей, однако следует понимать, что русский народ, вне зависимости, от того кто правит и правил в России сейчас и последнюю сотню лет, имеет все основания говорить жителями бывшимх республик СССР не с позиции «извиняющегося колонизатора», а как государствообразующий народ, благодаря которой многие нерусские народы смогли сохраниться как таковые.