4 сентября 1917 года Керенский совершает небольшой государственный переворот и провозглашает Россию республикой. В этот день он окончательно берет контроль над всеми рычагами власти.
Поводом для мини-переворота стало неудавшееся корниловское выступление. Что это было - трудно сказать и по сей день, настолько противоречива информация от свидетелей и современников. По одной версии, Корнилов действительно собирался осуществить переворот и установить в стране военную диктатуру для предотвращения сползания к анархии.
По другой версии, Корнилов действовал по соглашению с Керенским, но тот в последний момент не то испугался силы Корнилова и угрозы справа, не то решил банально кинуть компаньона, улучив удачный момент для того, чтобы объявить себя дважды спасителем революции как от левых, так и от правых. Наконец, существует версия, что все выступление изначально было следствием интриг и провокаций, опять же в интересах усиления власти Керенского.
Так или иначе, популярный военачальник Корнилов оказался за решеткой, как и группа генералов, являвшихся его сторонниками. Кадеты, поддержавшие Корнилова, в знак протеста покинули правительство. Коалиция распалась.
В этих условиях Керенский воспользовался моментом, перетянув одеяло на себя. 14 сентября было объявлено о создании нового органа власти - Директории, членам которой будет передана вся полнота власти в стране. В состав Директории вошли пять человек: Керенский, ставший ее председателем, затем Терещенко, отвечавший за иностранные дела, Верховский - военный министр, Вердеревский - морской министр, и Никитин, возглавивший министерство почт и телеграфов.
Все эти люди в той или иной степени были связаны с Керенским. Назначение Верховского - уже почти уровень большевиков, потому что после нескольких массовых чисток в армии никого не осталось, и примеченный Керенским Верховский угодил в военные министры, будучи еще три месяца назад всего лишь подполковником.
Генеральское звание он получил только одновременно с назначением на пост министра. Новоиспеченный морской министр Вердеревский до революции командовал дивизией подводных лодок на Балтике. В общем, было понятно, что если к власти пришли такие люди, то дальше уже бездна. К слову, и тот и другой совершенно спокойно работали на большевиков. Верховский даже возглавлял военную академию РККА, а Вердеревский хотя и уехал в Европу и стал там видным масоном, все же был одним из лидеров различных эмигрантских организаций друзей Советской России.
Наконец, министр почт и телеграфов Никитин просто-напросто был личным другом Керенского, они вместе работали присяжными поверенными на политических процессах. Что касается Терещенко, то это весьма крупная фигура из мира капитала, который был важным связующим звеном между политиками и олигархами. Никаких познаний по дипломатической линии он не имел, но его надо было куда-то воткнуть, и к тому же он знал иностранные языки.
Первым документом новоиспеченной власти стало «Постановление о провозглашении России республикой»:
Мятеж генерала Корнилова подавлен. Но велика смута, внесенная им в ряды армии и страны. И снова велика опасность, угрожающая судьбе Родины и ее свободе. Считая нужным положить предел внешней неопределенности государственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику.
Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясенного государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем. Временное правительство своей главной задачей считает восстановление государственного порядка и боеспособности армии. Убежденное в том, что только сосредоточение всех живых сил страны может вывести Родину из того тяжелого положения, в котором она находится. Временное правительство будет стремиться к расширению своего состава путем привлечения в свои ряды представителей всех тех элементов, кто вечные и общие интересы Родины ставит выше временных и частных интересов отдельных партий или классов. Временное правительство не сомневается в том, что эта задача будет им исполнена в течение ближайших дней.
Строго говоря, это постановление вступало в противоречие с тем фактом, что вопрос о государственном устройстве России, как было официально объявлено заранее, был вынесен на усмотрение Учредительного собрания. Однако Керенский, перехвативший все рычаги власти, рассчитывал этим ходом заслужить расположение стремительно полевевшей за последние недели толпы.
Однако этот ход не понравился умеренным социалистам, которые заподозрили Керенского в попытке урвать всю власть. По их инициативе было созвано Всероссийское демократическое совещание, на котором представители всех партий, за исключением правых, пытались найти компромисс по вопросу нового коалиционного правительства, на участие в котором претендовали как минимум меньшевики и эсеры. Участия в правительстве добивались также кадеты.
По итогам долгих переговоров ни о чем договориться не удалось, за исключением создания Предпарламента - неясной структуры с неясными полномочиями, которая должна была замещать вакуум парламентской власти вместо распущенной Думы и делать вид, что она работает и что-то решает. Дошло до того, что этот фейковый орган получил лишь законосовещательные права при правительстве, то есть даже по сравнению с дореволюционной Думой это был существенный шаг назад.
Лавируя между разными силами, Керенский пошел на небольшой компромисс, создав в октябре третье коалиционное правительство с участием кадетов, эсеров и меньшевиков. Однако ключевые посты сохранила за собой пятерка из Директории. Остальные довольствовались второстепенными, типа министра труда или государственного призрения.
Заместителем Керенского стал Коновалов, формально бывший кадетом, но одновременно являвшийся братом Керенского по масонской ложе «Великий Восток народов России».
Именно это коалиционное правительство стало последним в истории и было свергнуто большевиками в ходе Октябрьского переворота.