6 сентября 1873 года был установлен протекторат над Хивинским ханством. Проигравшие военное сражение руководители Хивы вынуждены были подписать мирный договор и стать вассалами русского императора.
К началу Хивинского похода русской армии Хива была единственным независимым государством в Средней Азии. Находившиеся по соседству Бухарское и Кокандское ханства стали зависимыми от России образованиями, хотя во внутренней политике сохранили значительную долю самостоятельности. Хивинское ханство было дополнительным источником раздражения для всех соседей, поскольку из-за хронических неполадок в экономике оно решило перейти к набегам на сопредельные территории. То есть банальному грабежу как соседей, так и торговых караванов в Россию.
В начале февраля 1873 года четыре отряда русской армии выдвинулись из Красноводска, Оренбурга, Ташкента и Мангышлака. Общее руководство армией осуществлял Кауфман - генерал-губернатор Туркестана и главный покоритель Средней Азии. Красноводский отряд Маркозова позднее вернулся обратно из-за тяжелой ситуации с питьевой водой.
К концу мая отряды подошли к Хиве. После краткосрочного боя на подступах к столице ханства город капитулировал. Мухаммад Рахим-хан II предпочел сдаться и подписать мирный договор на русских условиях.
Хива сдалась в конце мая 1873 года, а подписание договора, получившего название Гендемианского (так назывался сад, в котором он был заключен), состоялось только в начале сентября.
Условия были следующими. Хивинский хан должен был признать себя вассалом русского императора и отказаться от ведения самостоятельной внешней политики. Без согласования и одобрения русского императора он не мог заключать никаких международных договоров.
Земли по правому берегу реки Амударьи переходили в состав Российской Империи. Остальная территория оставалась под властью хана.
Русские корабли получали право свободного плавания по Амударье без каких-либо ограничений. Места для новых факторий и пристаней на территориях хана выбирали сами русские.
Русские купцы не могли подвергаться каким-либо ограничениям в торговле и освобождались от бо́льшей части местных налогов и повинностей (которых на самом деле было много). Кроме того, они пользовались отныне правом беспошлинного ввоза товаров.
Жаловаться на русских подданных разрешалось, но только непосредственно русскому начальству, а не местным органам власти.
Рабство в Хивинском ханстве отменялось, все невольники должны были получить свободу. Кроме того, Хивинское ханство должно было выплатить небольшую контрибуцию.
В целом русская администрация не сильно вмешивалась в жизнь местных жителей и их уклад. За исключением запрета рабства, никаких глобальных изменений для местных не произошло.
Договор оставался в силе вплоть до революции в России. После нее хивинскому хану некоторое время удавалось оставаться формально независимым, но к 1920 году после серии переворотов и восстаний власть оказалась в руках большевиков, провозгласивших Хорезмскую народную республику, которая в дальнейшем была разделена между Узбекской и Туркменской ССР.