Арифметика Лукашенко

Aug 10, 2020 16:59



Судя по сообщениям из независимых источников о голосовании на президентских выборах в Белоруссии, Лукашенко вчистую проиграл Тихановской. И то, что еще до выборов были арестованы основные его оппоненты - прямое доказательство того, что при выборах “один на один” он бы им проиграл.
Тем не менее,вчера официальные экзитполы, а сегодня и избирательная комиссия объявили победителем именно Лукашенко, да еще и с результатом 80%.

У любой власти всегда есть базовый “несгораемый” электорат - примерно 25%, который всегда ее поддерживает просто потому что она - власть. Именно на такой пассивной поддержке держится легитимность любого правящего режима. Однако судьбу любого переворота вершит так называемое “болото” - обывательское большинство, обычно сторонящееся политики и сконцентрированное на собственном выживании.
Политизация протеста приводит к активному вовлечению этих граждан в процесс. И это как раз тот лом, против которого у власти нет приема. Если “болото” проявило политическую волю, отыграть назад становится невозможно никаким насилием.

Последние 20 лет власть легко давила любые протесты что в РФ, что в Белоруссии. Что и не удивительно: протесты политических активистов, не имеющие социальной базы, легко гасятся. Но протесты, в которых участвует прежде инертный и не интересовавшийся политикой народ - совсем другое дело. Их невозможно подавить даже чисто технически, это элементарная арифметика. У власти есть силовой ресурс - 2% населения: армия, полиция, спецслужбы. Этого достаточно, чтобы разбить выступления, например, московских мажоров, на которые выходило менее 0,2% населения. Это был весь протестный потенциал 12-миллионного города. То есть власть имела, грубо говоря, 10 штыков на одного протестующего, не имеющего, к тому же, поддержки в народе. Кого в провинции волнуют сытые московские мажоры? Никого, только раздражают.

В Белоруссии протест носит выраженный политический характер, направленный в одну точку - против власти Лукашенко. Причем поддержка обычно инертного большинства явно на стороне протестующих. Теперь представим, что в акциях гражданского неповиновения примет участие лишь каждый десятый обыватель: в этом случае у протестующих будет примерно пятикратный перевес над силовиками в любой момент времени. Это важно, поскольку оказывает на них деморализующее воздействие - вызывает ощущение, что они противостоят многомиллионному народу. В этой ситуации силовики если и не переходят на сторону восставших, то начинают саботировать приказы, отдаваемые сверху. Так, в белорусских Барановичах местный ОМОН бежал, столкнувшись с мирной, но не очень дружелюбно настроенной толпой всего в восемь тысяч человек - это достоверный факт, подтвержденный многочисленными видеозаписями.

Социальные выступления имеют длительный, часто непрерывный характер, как в Хабаровске. И, самое главное, у протестующих очень большой мобилизационный резерв. Силовики могут одни сутки держать оборону в полном составе, но на второй день в строю останется не более 30% личного состава - остальным нужно спать, есть, отдыхать. Протестующие же, сменяя друг друга, пусть даже каждый день выходить на улицы будет только один из десяти, могут демонстрировать свою силу непрерывно в течении десятков дней, да еще и по нарастающей. Через неделю силовики, защищающие режим, будут физически вымотаны так, что просто не смогут выполнять свои обязанности. И резервов у них нет. В том числе нет свободных мест в “обезьянниках”, ИВС, КПЗ и тюрьмах - все они будут забиты под завязку в первые же два дня беспорядков. А устраивать концлагеря на стадионах - решение сомнительное, Запад не оценит.

По сути, Лукашенко уже обречен. Сейчас он перебирает весь имеющийся у него набор средств спасения - фальсификации, отключение интернета, аресты, слезоточивый газ и резиновые пули. Но вопрос теперь лишь в том, повторит он судьбу Януковича или Каддафи, и как скоро это произойдет.

белоруссия, выборы, лукашенко

Previous post Next post
Up