25 июля 2020 года исполняется 90 лет с принятия постановления ЦК ВКП (б) о введении всеобщего начального обучения. В СССР было введено всеобщее обязательное трехлетнее образование.
Только через 13 лет после революции большевикам удалось охватить хотя бы начальным образованием бо́льшую часть детей.
Советская пропаганда обожало миф о безграмотной дореволюционной России и о зловещем царизме, державшем рабочих и крестьян во тьме. В каноническом виде эту мысль сформулировал Ленин: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и десятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть».
Большевики совершенно серьезно утверждали, что образование в старой России находилось в плачевном состоянии и что царское правительство намеренно держало трудящихся в невежестве - это один из краеугольных камней советского мифа. Высшее образование принято хвалить, но немедленно добавлять после этого, что в университеты допускали только дворян и прочую белую кость.
На самом же деле после прихода к власти большевиков все церковно-приходские школы были отменены. Разумеется, это привело к понятным последствиям - учиться стало не у кого. Церковно-приходские школы базировались вокруг церквей и храмов, которые были почти в каждом селе. Благодаря этому охват начальным образованием был максимальным. Реквизировать здания школ (там, где они были) удалось, но вот учительских кадров элементарно не хватало. С земскими школами было попроще, учителя просто остались при них и вместо земств получали деньги от Наркомпроса.
Неудивительно, что колоссальная и одномоментная реформа, затеянная большевиками, привела к резкому провалу по цифрам. Если до революции в стране насчитывалось свыше 100 тысяч начальных школ, то к середине 20-х годов их количество сократилось на четверть и едва превышало 80 тысяч.
Количество учеников также сократилось. К середине 20-х их было даже меньше, чем по состоянию на 1914 год. Лишь ближе к концу 20-х годов довоенные показатели по количеству учеников удалось превысить.
Но возникла новая проблема. Не хватало учителей. Несмотря на то, что педагогов для начальных школ готовили по ультраоблегченному варианту и в кратчайшие сроки, нехватка достигала такого уровня, что на одного учителя в среднем приходилось втрое больше учеников, чем до революции. В отдельных районах на одного учителя приходилось по 100-120 учеников.
Все это привело к тому, что детей в отдельных районах просто перестали принимать в школы. Новых школ, за исключением национальных окраин, почти не строили, а старые были рассчитаны на определенное количество учащихся. В 1925 году каждый пятый школьник в РСФСР получил отказ в обучении по причине перегруженности начальных школ (именно РСФСР, так как остальные союзные республики получали бюджетные ассигнования в приоритетном порядке).