На Руси главным украшением девушки всегда была коса. Считалось, что чем она толще и длиннее, тем лучше обстоят дела у красавицы со здоровьем, и тем пристальнее присматриваются к девице потенциальные женихи. Верили, что в волосах хранится женская сила и мудрость, а потому за ними тщательно ухаживали и старались не обрезать без нужды.
Сейчас большинство женщин придерживаются мнения, что короткая стрижка гораздо практичнее, нежели длинные космы, и предпочитают ее роскошной длинной шевелюре. Но нет-нет, да и встретится в небольшом магазинчике стенд с париками и накладными локонами, которые весьма пользуются успехом у современных барышень.
Казалось бы - современное веяние, ведь только в XXI веке “технологии” позволяют создать искусственные локоны, практически не отличающиеся по цвету и фактуре от настоящих. Парики и накладные пряди, выпускаемые специально для косплея, выделяются среди прочих цветом - чаще всего у “оригиналов” волосы не совсем естественного оттенка, поэтому палитра может включать в себя розовые, ярко-голубые, желтые, зеленые и прочие, непривычные для рядового обывателя локоны. Но большинство париков не выделяется из общей массы: обычные цвета, приличная длина.
Античный мир
На самом деле парики - весьма древнее изобретение, которое пользовалось большой популярностью как у мужчин, так и у женщин. Цель его ношения у каждого пола была своя, но чаще всего они совпадали: укрыть голову от палящего солнца, спрятать разрастающуюся плешь, которая портила жизнь своему обладателю, или же подчеркнуть социальный статус владельца.
Взять, к примеру, Древний Египет. Там еще с 2600 года до нашей эры население предпочитало носить очень короткую стрижку, или брить голову, а волосы приносились в жертву богам, либо шли на изготовление новых париков. Такие изделия из натуральных волос во все времена ценились очень дорого: даже сейчас подобный парик стоит во много раз дороже синтетического.
Естественно, они были недоступны большинству жителей, и считались привилегией правящей верхушки в лице фараонов и их семей, а также жрецов и чиновников. В качестве материала для будущего парика использовали не только натуральные волосы: среди вариантов была шерсть животных, нитки, волокна растений. Был найден парик верховного жреца Менхеперра, сделанный из человеческих волос и волокон финиковой пальмы. Практически все время своего существования древнеегипетские парики были темного цвета: черного или коричневого, и только к концу эпохи, во время правления знаменитой Клеопатры, палитру разбавили красный, оранжевый, желтый и другие яркие цвета.
Будучи верными традициям, египтяне несколько столетий сохраняли привычную форму парика. Трапециевидные, шарообразные и каплевидные формы числились среди самых популярных. Нефертити носила парик с плоским верхом, собранный в интересную прическу.
Большие любители разнообразных эссенций и ароматических масел, древнеегипетские модники обильно поливали ими свои головные уборы, помимо прочего посыпая их пряностями и украшая цветами. Нередко на вершине парика крепили благовония.
Около I тысячелетия до нашей эры мода на парики попадает из Египта в Персию, а оттуда - в античную Грецию, где она стала именно Модой в современном ее понимании. Как и в стране фараонов, этот головной убор был весьма дорогостоящим, а потому вошел в обиход только у высших чинов. От природы темноволосые, греки предпочитали золотистые и пепельные оттенки, причем популярностью пользовались только “натуральные” изделия из человеческих волос.
Довольно короткие кудри для мужчин, и сложные, собранные в пучок на затылке, прически с выпущенными на грудь завитыми локонами - для женщин. Особо зажиточные приобретали несколько париков разных оттенков. Именно у греков парик становится неотъемлемым атрибутом в актерском мастерстве: античные лицедеи, исполняющие роли положительных персонажей, выходили к зрителям в светлых париках, а антагонисты - в темных. Для комедиантов отводился свой цвет - рыжий.
Очень скоро из Греции парик прибыл в Древний Рим. Там ему нашли новое применение - несмотря на его очевидность, античные модники додумались до этого не сразу. Теперь “искусственные” волосы используются как “протез”, успешно маскируя прогрессирующие залысины римских господ. Кроме того, парик использовался и для подчеркивания социального статуса: редкая поросль на голове считалась признаком неблагородного, низкого происхождения и зачастую высмеивалась.
Чтобы избежать косых взглядов, императоры и их приближенные почти всегда носили парики. Прическу и оттенки предпочитали те же, что и в Греции, но, в то же время, римляне считали темный цвет волос одним из признаков порядочности. Только позднее в моду входят сложные прически из собственных волос, над созданием которых мастера трудились по несколько часов. Новая привычка римских дам из высшего общества пошла на руку (и на карман) производителям и поставщикам париков: смена прически несколько раз в день повлекла за собой существенное увеличение продаж. Супруга знаменитого Марка Аврелия, Фаустина, имела в своем “арсенале” несколько сотен париков. Не гнушалась “искусственными волосами” и красавица Мессалина: ей они служили для маскировки. Вот что пишет о ней римский поэт-сатирик, Децим Юний Ювенал:
«Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась в тёплый она лупанар…»
Средневековье
«Все парики являются личинами и измышлениями дьявола… Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека»
Слова одного из самых выдающихся раннехристианских теологов, Тертуллиана, как нельзя лучше выражают отношение средневековой Европы к парикам. Строгое осуждение Церковью этого аксессуара мотивировалось тем, что “благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы”, и вообще это проделки дьявола. Потому и мужчины, и женщины обходились собственными шевелюрами: одни аккуратно подрезали их “под горшок” другие - надежно прятали под чепчиками и платками.
Только в XVI веке первобытный страх перед отлучением от Церкви за ношение парика пошел на убыль, и постепенно этот предмет снова набирает популярность.
Одним из первых его поклонников стал Генрих III, натянувший парик в надежде скрыть лысеющую голову. Вслед за французским двором последовал и английский: Елизавета Английская не стала мириться с сединой, и вскоре коллекция королевы составила уже около 200 париков, причем все - рыжих оттенков. Екатерина Медичи и ее дочь, впоследствии вошедшая в историю как королева Марго, предпочитали светлые волосы, которые они покупали у придворных дам и их дочерей, а Мария Стюарт своим “стратегическим запасом” превзошла даже Елизавету.
Вслед за своими монархами потянулись и их дворы. С XVII века начинается золотое столетие, в котором популярность париков достигает своего пика.
Людовик XIII предпочитал высокие, светлые парики. Людовик XIV, одна из главных фигур в этом течении, ввел моду на аллонжевые парики. Длиной до плеч или пояса, напудренные, завитые в локоны, тяжелые - они были весьма неудобны в “эксплуатации”, но воле монарха приходилось следовать: он сам почти всегда носил какой-нибудь парик из своей личной коллекции, насчитывающей более 40 видов.
Мужчинам французского двора полагалось иметь три парика, чтобы сменять их утром, днем и вечером; женщинам дозволялось шесть. И вот на этом количестве придворные красавицы старались разгуляться так, чтобы их внешний вид запомнился надолго. Несколько тысяч парикмахеров трудились на пользу экстравагантности: в ход шло все, от скромных ниток жемчуга, кружев и шпилек до макетов судов и корзин с фруктами. Для сооружения такой красоты парикмахеру приходилось вставать как минимум на табурет. Особенно врезалась в память Парижа одна из фавориток, Анжелика де Фонтанж: почти на 30 лет осталась мода на огромные парики а-ля фонтанж. На них уходили сотни шпилек, десятки метров кружева и лент, невероятное количество помады, пудры и ароматизированной воды.
Людовик был доволен. С его легкой руки были “опаричены” не только придворные, но и другие сословия. Появились свои фасоны для военных, сановников, священников, торговцев, юристов, и даже ремесленников. Бизнес по производству постижерных изделий стал одним из самых прибыльных занятий, и в XVII веке образовалась гильдия мастеров, собирающая заказы со всех ближайших государств.
Со смертью Людовика XIV в 1715 году эпоха невероятных накладных причесок приходит к концу. Вскоре пудрили уже собственные волосы, а остатки постижерной моды становились все меньше и незаметнее. Уже в XIX веке парик стал редкостью, и “вернулся к жизни” только через два века: теперь он удобный и практичный - не чета французским конструкциям, и наращенные волосы довольно популярны среди особ, по той или иной причине не имеющих собственных длинных.