Чужая Конституция

Feb 20, 2020 15:00



Русские...Мое фото

Путинская пропаганда продолжает муссировать тему поправок в российскую конституцию. Люди, впрочем, отлично понимают, что никаких позитивных перемен в их судьбе переписывание этой ельцинской бумажки не принесет, и более озабочены проблемами выживания, нежели перспективной ролью мутного “госсовета” или включением в текст “основного закона” упоминания о “великой победе”.

Пока псевдопатриотические СМИ пытаются поднять интерес публики к путинским поправкам через предположительно возможное упоминание в новой редакции понятия “русский народ”, любопытно вспомнить скудную историю этого ненавистного властям РФ термина в разнообразных советских и постсоветских “конституциях”.

До большевицкого переворота 1917 года общепризнанной была аксиома “Россия создана русским народом”, но потом у русских полностью отняли “авторские права” в отношении России. Впервые эти права были отобраны еще при Ульянове-Ленине: конституции РСФСР 1918 и 1925 годов не содержали никаких упоминаний о русском народе. Согласно последней, “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. При этом национальной русской республики в составе РСФСР не было и получилось, буквально, что это национальные меньшинства построили Российскую Республику совершенно помимо русских.

Следующая - сталинская конституция РСФСР образца 1937 года была тоже очень забавной. В ней русский народ никакого упоминания не удостоился, зато уже в самом начале, в общих ее положениях, упоминались машино-тракторные станции, а также скот, птица и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - предметы бесконечно более важные, нежели государствообразующая нация.

Интересно, что в параллельной конституции Белорусской ССР упоминался белорусский народ - во 2-й статье: там говорилось про “освобождение белорусского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии”. В украинской конституции 1937 года в той же статье упоминался украинский народ, с теми же фразами про угнетение царизмом и русской буржуазией. То есть русские хоть каким-то образом упоминались не в конституции самой РСФСР, а в конституциях других республик, причем с заведомо отрицательной коннотацией. И это было вполне логично, имея в виду, что главной фобией советской власти всегда был русский национализм или как он тогда назывался “великодержавный шовинизм”: отсюда происходит необходимость подавлять русское национальное самосознание, противопоставлять ему украинское, белорусское и даже поощрять местечковый национализм как “безопасный” и даже в меру полезный.

Русские удостоились условно положительного упоминания в советских “конституциях” только один раз - в последней “брежневской” конституции РСФСР 1978 года и вот в каком виде: “Образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального” и всякого прочего развития”. Несмотря на общую нелепость фразы, русский народ был, благодаря ей, упомянут и даже выделен как особенный: в РСФСР, оказывается, есть русский народ и все остальные.

Однако в июне 1990 года ельцинскими нардепами принимается декларация о суверенитете РСФСР. В этом с позволения сказать документе про русских не говорилось ни слова, зато сказано было, что РСФСР “есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. То есть, табасараны и адыги точно так же создали Россию, как и русские. Декларация 1990 года расходилась с действовавшей на тот момент конституцией и, так сказать, “опережала” ее. Декларации этой мы обязаны, среди прочего, и первым упоминанием о многонациональности РСФСР: “Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ”.

Через полгода в декабре в соответствии с декларацией поменяли и конституцию. В результате даже прежнее демагогическое упоминание русского народа было изъято, и получилось следующее: “Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит многонациональному народу РСФСР”. Таким образом, “демократы” поздней перестройки вернулись по сути к исконной “ленинской норме”, по которой до сих пор и живет страна.

Что же касается сплетен о возможном упоминании русских в новой редакции, следует учитывать, что, какие бы поправки ни вносились в российский “основной закон”, дух его будет определяться нынешними обитателями Кремля, ведущими свою политическую и нравственную родословную именно от тех, кто уничтожил законную государственность на территории исторической России.

русофобия, конституция, русские, русский народ, путинизм

Previous post Next post
Up