Лес рубят - щепки летят. Письма-отклики в газетах 1937 года

Feb 12, 2020 01:11



Мы уже начинаем привыкать к последовательной реабилитации и сталинизма, и преступный деяний, которые творили его подручные, человек ведь ко всему, как известно, привыкает.
Однако я не думал, что в сегодняшней России появится столько людей, поддерживающих государство в его самых ужасных намерениях и мечтах, столько добровольцев, искренне жаждущих записаться в каратели.

Когда мы говорим о сталинских репрессиях, то вольно или невольно представляем народ только в качестве жертвы. Стараемся не думать, что он же, народ, был и палачом, пусть и самому себе. Речь не о тех, кто, отсидев безвинно в лагерях, упорно доказывал: “Все было правильно, партия боролась с врагами... лес рубят - щепки летят”. (Щепки их собственных судеб и судеб их родных и близких.) И даже не о тех, кто служил в карательных органах, кто писал доносы. Это - частности.

Речь об основной массе, которая поддерживала и одобряла.

“Мы всей семьей требуем от суда расстрелять троцкистских гадов. Они пытались убить нашего любимого вождя, отца и друга - Иосифа Виссарионовича Сталина, они хотели отнять у нас нашу счастливую жизнь. И за это не может быть им никакой пощады! Мы горячо любим нашу родину и нашего великого Сталина. В любой момент мы готовы отдать свои силы, а если нужно, то и жизнь, чтобы защитить свою родину от троцкистских шпионов и убийц”.
(Семья Устиновых: Анна Ивановна, Коля, Зина, И.А. Устинов, Т.И. Светцова. Ивановская область, город Тейково.)”

“Как колокол набатный, прогудела
Страна, от возмущения дрожа.
Спасибо вам, бойцы Наркомвнудела,
Республики великой сторожа!
Предателей блудливая порода
Грозить не будет жизни и труду.
От всей души советского народа
Спасибо пролетарскому суду!”
(Василий ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ)

“Пусть знает товарищ Ежов, что чекисты Наркомвнудела - это не только те, кто работает в карательных органах, но и миллионы трудящихся, научившихся большевистской бдительности, научившихся разоблачать и составляющих резервы НКВД.
(Л.И. Шаров, рабочий-медник завода им. Авиахима, Москва)”

“Закончился судебный процесс диверсантов, террористов, шпионов, поджигателей, убийц, подлых изменников и продавцов родины, агентов врага народа Троцкого, агентов гестапо и японской разведки... Мы приветствуем решение пролетарского суда. Расправившись с врагами, мы должны помнить, что осколки разбитого вдребезги могут еще себя проявить. Не все негодяи выловлены. Выше бдительность, товарищи!
(Герои Советского Союза: А. ЛЯПИДЕВСКИЙ, В. МОЛОКОВ, И. ДОРОНИН, М. ВОДОПЬЯНОВ)”

“С глубоким удовлетворением мы приветствуем приговор, вынесенный Военной коллегией Верховного суда СССР по делу антисоветского троцкистского центра. Мир не знает другого такого суда, чьи приговоры являлись бы подлинным воплощением воли народа...
(Директор Всесоюзного института экспериментальной медицины проф. Л. Федоров. Профессора А. Сперанский, Б. Лаврентьев, П. Здродовский, Е. Павловский)”

“По национальности я - татарин. По профессии - шахтер. Советская власть принесла мне освобождение от царя и капиталистов, дала мне все права и свободы, превратила мой народ в равноправного члена великой семьи советских народов. Троцкисты хотели все это у меня отнять, хотели опять посадить мне на шею жандармов и заводчиков. Как патриот своей великой страны я горячо аплодирую приговору Верховного суда, обеими руками подписываюсь под этим приговором.
(Кудзя ГУМАРОВ. Шахтер-стахановец Красноуральского медного рудника)”

Письма-отклики в газетах 1937 года. Кто сейчас скажет, где от чистого сердца, а где под диктовку? В любом случае всех можно понять и простить: одни были обмануты, другие - боялись. Правда, Борис Пастернак, когда к нему пришли из союза писателей за подписью к коллективному письму, закричал: “Мне никто не давал права распоряжаться жизнью и смертью других людей! Это вам, наконец, не контрамарки в театр подписывать!” За что был обвинен руководством союза писателей в “толстовском юродстве”. Показательные слова: юродством обзывают нормальную реакцию нормального человека. Признание ценности человеческой жизни - юродство.
Так оно и осталось до сих пор.

image Click to view



чекизм, история, сталинизм

Previous post Next post
Up