105 лет назад погиб легендарный русский пилот Петр Нестеров

Sep 11, 2019 09:30

В сентября 1914 года в небе над Галицией погиб, совершая воздушный таран, знаменитый русский пилот Петр Нестеров.

Славу ему принесла впервые выполненная им «мертвая петля», которую в России с тех пор называют петлей Нестерова.
Произошло это в 1913 году. Нестеров утверждал: на самолёте можно выполнять «мёртвую петлю». «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им», - писал он. Когда на лекциях Нестеров рисовал схему выполнения этой фигуры, шутники вместо «петли» пририсовывали прямую линию до земли, где изображали холмик с крестом: дескать, автор сумасбродной идеи убьётся, если попробует воплотить её в жизнь. Но 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем самолёт «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с., пилотируемый Нестеровым, выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Официальный рапорт гласил: лётчик на высоте 800-1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолёт вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.



Как говорится, нет пророка в своём отечестве.
Первенство Нестерова едва не было поставлено под сомнение. Всего через несколько дней после русского пилота «мёртвую петлю» исполнил французский летчик Адольф Пегу. О достижении Пегу с восторгом писали газеты мира, в то время как про Нестерова почти никто не знал. Однако россиянин проявил характер, разослав телеграммы в российские газеты: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мёртвую петлю“ совершил русский лётчик». Пегу оказался человеком порядочным: приехав в Россию на показательные выступления, он встретился с Нестеровым и, сравнив даты первого выполнения «мёртвой петли», признал приоритет русского коллеги.

Нестеров был потомственным военным, его отец работал воспитателем в кадетском корпусе и умер, когда сыну было три года. Нестеров пошел по его стопам, получив погоны офицера артиллерии. Но в то время в России стала популярная динамично развивавшаяся отрасль - авиация. Молодые офицеры из разных родов войск, увлеченные небом, переучивались в только открытой Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине.

К началу войны Нестеров считался уже очень опытным и знаменитым летчиком, поэтому командовал авиационным отрядом разведки. В то время авиация была настолько новой сферой, что не до конца было понятно, как наиболее эффективно ее применять. Вооружения на самолетах не было, бомбометателей тоже не придумали, поэтому в большинстве случае самолеты применялись только для воздушной разведки и только очень редко для бомбометания. Причем бомбометание было сопряжено с максимальным риском для пилота и пилота-наблюдателя, поскольку они везли приспособленные для бомбометания артиллерийские снаряды прямо на своих коленях. В любой момент мог раздаться взрыв от неосторожного движения (к слову, именно так другой легендарный русский авиатор Северский лишился ноги).



Уже после начала войны Нестерову пришла в голову идея, что самолеты противника можно таранить, имея должную сноровку. Например, он пытался сконструировать особое приспособление для тарана самолета неприятеля. Это был привязанный к хвосту груз, который Нестеров планировал закинуть в винт вражескому самолету, пролетев перед его носом.

8 сентября он опробовал этот аппарат, однако опыт оказался неудачным. Трос с грузом в воздухе оторвался, и Нестеров не смог протаранить вражеский самолет. После этого он приземлился, но вскоре в небе появился еще один австрийский самолет. Он быстро собрался, не захватив даже пистолет (единственное оружие пилота), поднялся в воздух на «Моране» и вскоре нагнал самолет противника.

Нестеров набрал высоту чуть выше, чем у другого самолета, и попытался спикировать на него, ударив шасси в определенную точку, что должно было заставить самолет потерять управление или даже привести к поломке.

Однако выполняя сложный маневр Нестеров промахнулся и угодил винтом прямо между двух крыльев вражеского биплана. После таких повреждений самолет Нестерова потерял управление и начал неконтролируемо пикировать, а пилот выпал из самолета и упал на землю. Тем не менее некоторые исследователи полагают, что Нестеров погиб в момент столкновения - от сильного удара его бросило вперед и он ударился головой о козырек ветрового стекла.

О смерти Нестерова сообщили ведущие СМИ страны. На месте гибели летчика был возведен монумент. У пилота было двое братьев: младший брат Михаил также стал пилотом и тоже погиб в 1914 году во время испытательного полета. Старший - Николай, пошел по интендатской линии, позднее служил в РККА, стал видным специалистом, возглавлял кафедру тыла в Военной академии, дослужился до звания генерал-майора и умер в 1950 году.

Поскольку Нестеров не был связан с политикой, а прославился исключительно храбростью и героизмом, он оказался выше любых идеологий. Его славили и в советское время (что было большой редкостью для офицеров царской армии), и в постсоветской России, и даже на Украине (Нестеров совершил «мертвую петлю», когда служил в Киеве). До недавнего времени в Киеве были улица и памятник в честь Нестерова, вроде бы их не убрали до сих пор. Похоронен он в этом же городе на Лукьяновском кладбище.



После гибели Нестерова у него осталось двое совсем маленьких детей. Вдова Нестерова через некоторое время вышла замуж за его старого приятеля Докучаева и переехала в Нижний Новгород. Сын Нестерова Петр стал радиоинженером и умер в 1955 году. Дочь Маргарита прожила долгую жизнь и скончалась в 1995 году. Их потомки до сих пор живут в России.

российская империя, россия, история, память

Previous post Next post
Up