Похоже, российские власти наконец определились с тем, как решить текущие проблемы бюджета. Рецепт старый и надежный: повысить налоги.
Падение цен на нефть привело к серьезному падению бюджетных доходов. Это уже заставило власти распечатать "заначку" - суверенные фонды, в которые в период высоких цен на энергоносители государство откладывало деньги. Сейчас дефицит бюджета финансируется из Резервного фонда, однако он уже почти иссяк: деньги в нем закончатся уже в 2017 году.
Еще есть Фонд национального благосостояния (ФНБ), который задумывался как источник финансирования пенсий будущих поколений россиян. Средства фонда предлагалось вкладывать в долгосрочные перспективные проекты, прибыль от которых и должна была бы обеспечить достойную старость ныне работающему поколению российских граждан. Однако недавно концепция изменилась: власти заявили, что и эти средства будут пущены на решение текущих бюджетных проблем.
Но даже если залезть в карман будущих пенсионеров, принципиально проблема решена не будет. Средств ФНБ, по экспертным оценкам, если не взлетят цены на нефть, хватит только до первой половины 2018 года.
СТАРЫЕ ПЕСНИ
В середине сентября состоялась встреча президента Владимира Путина с премьер-министром Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым. Минфин предложил два варианта повышения доходов бюджета, оба - де-факто за счет увеличенияналогов.
Первый вариант предполагает повышение выплат, которые предприятия отчисляют в различные фонды за своих сотрудников. Сейчас работодатели уплачивают страховые взносы в размере 30% от зарплаты работника до 796 тыс. руб. в год, из которых в Пенсионный фонд направляется 22%, в фонд медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%, в фонд социального страхования (ФСС) - 2,9% (при зарплате до 718 тысяч). Если же годовая зарплата работника превышает порог в 796 тысяч, то перечисления в Пенсионный фонд с суммы, превышающей этот порог, составляют 10%.
Предлагается ставку сделать единой без учета размера заработной платы и эту единую ставку установить для начала в размере 29% уже с начала следующего года. Затем постепенно снижать: с 2018 года - до 28%, а к 2019 году довести ее до 26%.
Путин заявил, что налоги не будут повышаться до 2019 года. За кадром, впрочем, осталось несколько важных деталей. Например, непонятно, относит ли российский президент к налогам сборы в социальные фонды, а именно их повышение, напомним, и предлагал Минфин. Второй ключевой момент - формально программа Минфина предусматривает не повышение, а снижение ставки сборов; вырастут лишь платежи работодателей за высокооплачиваемых сотрудников
Формально, таким образом, ставка отчислений падает. Однако на практике все не так просто. 796 тыс. руб. в год - это примерно 66 тысяч в месяц. Если же учесть распространенную практику выплаты годовых премий (13-й зарплаты) - чуть более 60 тыс. руб. в месяц. В итоге суммарные сборы платежей с зарплат сотрудников, которые превышают порог в 796 тысяч, должны вырасти примерно вдвое.
Такая система вовсе не является "налогом на богатых" - отчисления взимаются не с зарплат высокооплачиваемых сотрудников, а с их работодателей. Поэтому фактически предлагаемые нововведения - это увеличение налоговой нагрузки на бизнес. А бизнес не может работать в убыток, поэтому дополнительные расходы предприятий, очевидно, будут переложены на плечи конечных потребителей.
При этом нагрузка вырастет на секторы экономики с более высокими зарплатами, то есть с наиболее квалифицированным трудом - в сфере IT, добычи полезных ископаемых, в пищевой и химической промышленности, на транспорте и в авиапроме. Иначе говоря, "серые" и "черные" зарплаты вернутся.
Другой вариант возможной реформы - повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 20%. Одновременно предлагается постепенное повышение льготной ставки этого налога с 10 до 12%, а с 2019 года - на 2 процентных пункта каждый год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Отметим, что льготной ставкой по НДС сейчас пользуются предприятия, связанные с производством товаров первой необходимости, например продуктов питания (мяса, за исключением деликатесных видов, колбасных изделий, консервов и т.д., молока, яиц, сахара, соли, муки и т.д.).
Кроме того, льготная ставка НДС в 10% применяется в отношении производителей товаров для детей (одежда, обувь, подгузники, коляски, школьные принадлежности и т.д.), лекарственных средств, медицинских изделий, периодических печатных изданий, книг образовательного содержания. Поэтому, если будет принят такой вариант увеличения налоговой нагрузки, в первую очередь следует ожидать роста цен именно здесь.
ТЕМНОЕ БУДУЩЕЕ
Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что глава государства не принимал решений о повышении ставки НДС или иных налоговых платежей. Более того, Путин заявил, что налоги не будут повышаться до 2019 года. За кадром, впрочем, осталось несколько важных деталей. Например, непонятно, относит ли российский президент к налогам сборы в социальные фонды, а именно их повышение, напомним, и предлагал Минфин. Второй ключевой момент - формально программа Минфина предусматривает не повышение, а снижение ставки сборов; вырастут лишь платежи работодателей за высокооплачиваемых сотрудников.
В любом случае правительству дополнительные доходы бюджета нужны как воздух. И предложения Минфина способствуют решению данной проблемы.
Минэкономразвития России пока не получало предложений от Минфина по изменению налоговой системы в стране. Хотя практика показывает, что правительство - и не только в России - в случае нехватки средств в бюджете на повышение налогов все-таки идет. Даже если эти новые налоги вредят развитию экономики в долгосрочной перспективе. Даже если кажутся нелепыми. Например, узкие окна в старых домах ряда европейских городов объясняются введением в соответствующих странах в свое время налога на размер оконных проемов. Еще можно вспомнить существовавший в свое время налог на количество пуговиц на одежде. Или налог на бороды императора Петр I. Кстати, он был далеко не первым властителем, который обратил пристальное внимание на эту деталь отличия солидных мужчин.
Источник