Уральское вдохновение

Sep 13, 2016 20:44





Уральский фотограф Фёдор Телков - об интимных снимках соседей, исчезающих марийских деревнях и свободе самовыражения в Екатеринбурге.

Фёдор Телков - преподаватель визуального искусства в экономическом вузе и один из самых интересных исследователей Урала. Его фотографии - это презентации народов, мифов и постиндустриальных историй на границе Европы и Азии. Bird In Flight поговорил с Фёдором о том, как можно полюбить Русский Север, о языческой природе Урала и о его фотокниге «Простые признания» - сборнике студенческих надписей на партах, которые много говорят о духе времени.


«Маленькие истории»

Когда я учился на курсе втором-третьем, к нам приехала чешская делегация и галерист из Хеба (город в Чехии. - Прим. ред.). Благодаря ему мы со студентами попали на несколько воркшопов в Чехию и на один в Тагиле. На последнем с нами работала даже Дана Киндрова, но тогда я не имел представления, какой величины это фотограф. После я много фотографировал, но самая первая серия, которая получила какие-то места на конкурсах, - это портреты из тагильского детского дома. Классический путь, по которому шли первые начинающие документальные фотографы в тот период, - дом престарелых, детский дом или к цыганам. Я прошёлся по всем направлениям. С теми детскими портретами четыре года спустя, в 2012 году, мне удалось попасть на биеннале в Хьюстон.









«Урал Мари. Сокрытый народ»

Как-то для университета нужно было рассказать о народах Урала. Мы с коллегой отправились в первую попавшуюся марийскую деревню и начали там работать. Это всё так затянуло, что я ездил по деревням почти пять лет. Сначала с мыслями, что народ исчезает, но во время съёмки понял, что всё немного иначе.

Например, у них особое отношение к традиционному наряду. Они хранят его, даже если уехали в крупные города. Об этом рассказывает портретная часть проекта. Языческая подкорка у этих людей не исчезает. Несмотря на то что рощи почти забыты, мировоззрение всё равно сохраняется.

И потом, даже в больших городах марийцы стараются общаться друг с другом, создавая общину.

Там же, в марийских деревнях, я начал историю про исчезающие деревни. Меня поразили пустые чёрные избы, которые зияют на фоне ночного неба, словно дыры. Они пугали меня, становясь неким символом вымирания. Я представлял, какими деревни были полнокровными, а сейчас, конечно, это печальное зрелище. Эти территории и люди брошены государством, у них есть только одна возможность: не ждать помощи и делать что-то самим. Среди марийцев, например, есть фермер, который не просто начал свой бизнес, но и дал работу двум деревням.





«Семья, тайга, олени»

В 2010 году мне посчастливилось отправиться в Нижневартовский район Ханты-Мансийского автономного округа и снять историю про семью ханты. С этой поездки я навсегда полюбил Север. А в 2012-м стартовал долгосрочный, совместный с Сергеем Потеряевым проект «Линия Севера». Он об ассимиляции коренных народов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Опыт работы над этим проектом оказался очень важным, тогда у меня сформировался подход к работе над долгосрочными проектами - от замысла до реализации.









О преподавании

Когда ты преподаёшь, то и сам учишься, постоянно открывая что-то новое. У меня широкий спектр дисциплин и групп, с которыми я работаю. Я рассказываю даже про фуд-фотографию, фуд-дизайн и связь искусства и предметов общественного питания для групп, которые занимаются технологиями питания. Порой случалось работать над университетскими заказами. Как-то нужно было снять студентов для выпускного альбома, 600 человек. Это было круто и весело - мощное упражнение, когда ты снимаешь столько людей и стараешься, чтобы на снимке каждый выглядел хорошо, чтобы герой сам себе нравился.

Мне нравятся возможности, которые даёт университет. Есть постоянная работа, которая тебя бережёт на случай, если нет заказов, публикаций. При этом у тебя довольно гибкий график.

О Екатеринбурге
Мне нравится жить далеко от столицы. На Урале многое может вдохновить, при этом практически нет конкуренции, в том смысле, что территория почти не исследованная. Некоторые истории, проекты я сделал прямо у себя в районе.

В последнее время в Екатеринбурге в плане фотографии и современного искусства всё стало гораздо живее, появилась новая волна людей, которым это нужно, которые готовы бороться за это, развивать. Открылась, например, галерея «Март», которая ведёт активную выставочную, просветительскую деятельность. Есть музей Метенкова с новой молодой командой, местный Государственный центр современного искусства и так далее.

В общем, здесь у меня много якорей: вдохновение, семья, дом. Переезжать я пока никуда не собираюсь. А свои амбиции и здесь прекрасно реализую.

материал с сайта https://birdinflight.com

фотографы, фотоискусство

Previous post Next post
Up