"Еврей - это бесформенная материя, существо без души, без индивидуальности. Ничто, нуль. Нравственный хаос. Еврей не верит ни в самого себя, ни в закон и порядок." © Отто Вайнингер.(австрийский философ, еврейского происхождения)
Еврейский антисемитизм - феномен, к сожалению, отнюдь не уникальный. Примеров этому явлению существует немало. Среди евреев-антисемитов такие известные личности, как израильский музыкант Гилад Ацмон, узревший рациональное зерно в сжигании синагог, или, например, профессор химии из Еврейского университета в Иерусалиме Исраэль Шахак, однажды нашедший оправдание "кровавым погромам" (?) Богдана Хмельницкого.
Еще античный историк и географ Страбон писал: «Еврейское племя уже сумело проникнуть во все государства, и нелегко найти такое место во всей вселенной, которое это племя не заняло и не подчинило своей власти».
«Самоненависть - это в своем роде еврейский вариант антисемитизма, - объясняет профессор Роберт Вистрих. - Евреи жили в диаспоре свыше 2 тысяч лет в окружении людей, воспитанных в культуре, которая была, скажем, не очень дружелюбна по отношению к евреям. Их ненависть к себе обусловлена внутренней адаптацией распространенных стереотипов. Есть евреи, которые отрицают свое еврейство: скрывают свою национальность, меняют фамилии. Классическое проявление подобного отрицания - переход в другую религию, чаще всего в христианство. В некоторых случаях новообращенные принимаются ненавидеть евреев с такой доблестью, что сами становятся во главе антисемитских кампаний. Такое случалось в прошлом, происходит это и в наши дни. Первый кровавый навет на евреев появился в средневековой Англии. Его со слов крещенного еврея записал один английский священник. А в ХVI веке немецкий еврей-католик написал одну из самых антисемитских книг в истории Германии, в которой утверждалось, что евреи пьют кровь христиан».Профессор Вистрих отмечает, что самоненависть, как явление, существует не только в диаспоре, но и в самом еврейском государстве: «Распространенным его здесь, конечно, не назовешь, однако единичные случаи все-таки встречаются, - говорит ученый. - Речь идет о меньшинстве среди интеллектуалов и ученых. Кстати, подобное явление практически отсутствует в других странах, но в Израиле мы имеем дело с прямым следствием патологической ненависти евреев к самим себе. Как правило, это люди, для которых мнение мирового сообщества и коллег за рубежом гораздо важнее, чем собственная страна. Намного проще попасть на зарубежную конференцию, если ты критикуешь и клевещешь на родное государство. Мы говорим не о тех, кто критикует политику Израиля, а тех, кто отрицает право еврейского государства на существование, приравнивает Израиль к нацистам, обвиняет в расизме, а также открыто призывает к антииизраильскому бойкоту».
Профессор Вистрих подчеркивает, что серьезных исследований на тему самоненависти пока не существует. «Если говорить об еврейском антисемитизме, то, на мой взгляд, часто корень проблемы лежит в семье. К примеру, это может быть ненависть к отцу-еврею, который олицетворяет весь еврейский народ, - говорит Вистрих. - Что касается ненависти к Израилю, то это явление сопровождает евреев уже на протяжении многих веков. Именно с этим связан траур в Тиша бе-Ав. Ведь Второй Храм был разрушен как раз из-за того, что одни евреи возненавидели других».
Журналистка Мерав Михаэли обращает внимание на разновидности этого явления в израильском обществе. «Возьмем, к примеру, израильских выходцев из Северной Африки, - говорит Михаэли. - Жители южного Тель-Авива, в массе своей выходцы из стран Северной Африки, протестуют против соседства с иностранными рабочими. В прошлом сами объекты расизма, сегодня они придерживаются ксенофобских взглядов. Человек, выросший среди расистов, рано или поздно начинает разделять расистские взгляды. Огромную роль в этом плане играет окружение, в котором растет ребенок. Если его любили - значит он будет любить, если ненавидели - тогда он тоже будет ненавидеть».
«Научный» антисемитизм Марра
В Новое время появился весьма интересный феномен ― семиты-антисемиты. 1873 год стал началом публицистической деятельности Вильгельма Марра (Marr) (1819-1904), бывшего социалиста. Крещеный еврей-полукровка Марр стал использовать биологический антисемитизм в статьях с 1878 года. Его статья «Победа евреев над германским миром» (1879) была написана в период застоя и кризиса немецкой экономики и не пропорционального представительства еврейских студентов в университетах. Публицист утверждал, что арийское общество и экономика контролируется евреями.
Именно этот публицист впервые употребил термин «антисемитизм» в 1879 г. и использовал расовое учение Ж.А. Гобино. Слово «антисемитизм» стало новшеством в истории иудео-христианских отношений. Старый термин «ненависть к евреям» (Judenhass), описывающий традиционную, христианскую антипатию к евреям, не подходил для современной, псевдо-научной, националистической, анти-христианской идеологии, возникшей во второй половине XIX столетия. Неологизм Марра пришел из области сравнительной филологии, которая дала общее название таким языкам как иврит, арабский и арамейский под именем «семитские». Антисемитизм получал поддержку от представителей естественных наук, например биологов, антропологов, медиков и генетиков. В статьях «Антисемитские тетради», «Иудейская война», «Золотые крысы и красные мыши» публицист также использовал термин «раса». Вильгельм Марр видел после 1879 года решение «расового вопроса» в переселении евреев в Палестину.
Вейнингер о евреях
Другим известным семитом-антисемитом стал австрийский еврей-выкрест Отто Вейнингер (Weininger) (1880-1903). В то время как имя Вейнингера стало нарицательным в связи с его известностью как женоненавистника, этот философ был также известен как критик евреев и иудаизма как религии и культуры. Но в настоящее время последний аспект стал ускользать из поля зрения исследователей, и Вейнингер наиболее часто упоминается в его первой ипостаси. Во многом это можно объяснить тем, что в большинстве изданий из книги «Пол и характер» (1902) изымается злополучная тринадцатая глава «О еврействе».
Вейнингеру посвящены многие работы. Русский философ Н. Бердяев в статье «По поводу одной замечательной книги» критикует Вейнингера с позиций русской православной философии. В статье Е. Берковича «Еврейская самоненависть (Трагедия Отто Вейнингера)» рассматривается причина самоненависти Вейнингера. Беркович приходит к выводу что причины самоубийства юноши-психопата кроются не только в его антисемитизме, но и в его философии. Проблеме отождествления женщины и еврея в философии Вейнингера посвящена статья М. Янчевской «Женщина у Вейнингера».
Л. Поляков во втором томе своей работы «История антисемитизма» рассматривает общую культурную ситуацию в Вене в тот период в контексте юдофобских настроений и считает, что антисемитизм Вейнингера является зеркальным отражением этих умонастроений, господствовавших в интеллектуальной столице немецкоязычного мира. Схожий по содержанию и идеям анализ причин столь яростного антисемитизма австрийского философа можно найти в работах Амоса Элона.
Доктор Шандак Сенгупта исследовал в своей книге вопрос, почему еврей Отто Вейнигер написал трактат, в котором утверждалось, что женщины и евреи не обладают рациональными и моральны ми свойствами, что они недостойны равенства, не упоминая о свободе, что управлять обществом должны мужчины-арийцы. Им восхищался Гитлер. Так зачем же читать и исследовать его? Д-р Сенгупта считает, что есть веские причины для более детального и тщательного прочтения Вейнингера: этот философ повлиял на Фрейда, Кафку, Витгенштейна (о влиянии Вейнингера на Витгенштейна можно прочитать в работе Яника Рудопи), на политика-антисемита Карла Люгера и даже на Дж. Джойса. Д-р Сенгупта утверждает, что Вейнингер пытался стать немцем, пытался избавиться от своего еврейского прошлого, стал протестантом, и тем самым отвергал мультикультурность Австрии той эпохи. Вейнингер видел в евреях символ Мамоны, модерна и феминизации культуры: идеальным обществом Вейнигера была стерильная утопия, где женщины лишались бы своей сексуальности и только тогда они могли получить политическое равенство. Рассматривая причины самоненависти Вейнингера, д-р Сенгупта полагает, что так как отец Вейнингера был антисемит, нет сомнения в том, что у самого Вейнингера не было изначальной еврейской идентичности.
Нэнси Горовиц и Барбара Хаймс рассматривают отношение Вейнингера к иудаизму в контексте гендерных изучений. Они относятся к его идеям как к неприятному социальному феномену или персональной патологии - для них он интеллектуал, который придерживался идей мизогинии и антисемитизма. Одно из эссе в их книге рассматривает продолжение идей этого философа-антисемита в нацисткой Германии и в нескольких эссе с позиций феминистского подхода рассматривается взаимосвязь мизогинии и антисемитизма.
Отто Вейнингер с потрясающей ненавистью относился к евреям, будучи, естественно, евреем по происхождению. В 23 года он понял, что ни принятие христианства, ни полное растворение в европейской культуре не смывает с него позорного пятна еврейства - и покончил с собой. C 1903 года его книга «Пол и характер» вышла общим тиражом свыше 3 млн. экземпляров.
Вейнингер продолжает линию Ницше, а многие идеи его параллельны мыслям Фрейда. Он желал преодолеть страх и стать богом. Философ мнил себя преступником и чувствовал связь преступления с безумием и страхом. Он писал, что убил себя, дабы не убивать других. Ему приписывают слова, что убийство совершается вследствие ужасного отчаяния, дабы заполнить и убежать от страшной пустоты. Философ думал, что состояние безумия у человека возможно лишь по его собственной вине. Всю жизнь этот человек пытался убить в себе еврея, в тоже время подсознательно желая оставаться им.
Самоненависть евреев родилась и подпитывается, скажем прямо, враждебным окружением, то есть не любовью, и более того, народов, среди которых они живут.
В 1930 году немецкий философ Теодор Лессинг выпустил книгу «Еврейская самоненависть». Он описывал этот феномен на примерах известных деятелей немецкой культуры. К чему это привело через несколько лет общеизвестно.
Но вернемся к русской теме. В книге «Двести лет вместе» Солженицын пишет, что еще в 1881 году народники приветствовали еврейские погромы, считая их первым этапом долгожданной революции. Однако жертвами погромов становились мелкие торговцы и бедняки. Царская власть разделяла евреев на полезных: гильдейских купцов, цеховых ремесленников, землевладельцы и мещан, и на бесполезных - всех прочих, которых подвергались гонениям. (Похоже, действовал и Амулек). У состоятельных, образованных евреев, которые часто крестились, что бы попасть в университеты или быть принятыми в обществе, появлялась неприязнь, пренебрежение к бедным, но сохраняющим древнюю веру евреям. К жидам - как они говорили, добавляя к слову "-ид" - еврей на языке идиш, букву Ж. Возможно они заимствовали слово "жид" (żyd) из польского языка, где много шипящих звуков.
Александр Синельников («Лехаим», 2002) пишет: «Авторы, считающие наш народ ответственным за русскую революцию, пишут о высоком проценте евреев среди ее лидеров. Но почему народные массы пошли за такими вождями? Они поступили так не и за любви к жидам, а из ненависти к социальной системе, в которой они находились на самой низшей ступени. Еврейские же большевики и эсеры считали своей главной опорой рабочих и бедных крестьян, из которых, как правило, рекрутировались основная масса погромщиков». Сколько противоречий! Начнем с имени автора Александра Синельникова. При крещении евреям давали русские, православные имена, а фамилии они придумывали сами. Бронштейн стал Троцким и т.д. То есть лидеры русской революции желали иметь русские имена. Джугашвили стал Сталиным. И в дальнейшим, в советское время лидеры и начальники меняли имена и фамилии (Рабинович-Иванов). Вот откуда так много Ивановых!
Но при этом, отказываясь от своей нации, они усиленно демонстрировали свою неприязнь к ней, особенно на службе в рядах КГБ и подобных структур.
Так что вековая самоненависть евреев имеет вполне объяснимые социальные причины. Испытывая на протяжении сотен лет гонения по религиозному и национальному признаку, некоторые евреи пытались ассимилировать в окружающие их народы, принимая их имена и обычаи или вступая в смешанные браки. А потом, открещивались от своих менее благополучных родственников, и даже ненавидели их.
Использованы материалы сайтов jewish.ru, studproject.com и proza.ru