ROCZNICA GRUNWALDZKA
В 1979 году меня посетила странная мысль: почему я до сих пор не нарисовал Грюнвальдской битвы? Идея кажется мне странной теперь. Хотя бы потому, что я уже лет двадцать не пытаюсь рисовать. И вообще, при чем тут Грюнвальд, о котором я читал в то время только в Детской, Большой Советской и Военной энциклопедии?
Впрочем, годовщина Грюнвальдской битвы упоминалась в «Хвале и славе», которую я как раз мусолил где-то между шестым и седьмым классами - и тоже непонятно зачем (о чем совсем не жалею).
Я быстро понял, что не смогу воплотить своего грандиозного замысла. Не хватало элементарных знаний по военной истории Восточной Европы. Грубо говоря - как это, собственно, выглядело? Немцы, поляки, литовцы, русские, татары, чехи… Доспехи, одежда, оружие, знамена, хоругви. И началось... Попытки найти хоть что-нибудь о Тевтонском ордене в библиотеках города Лесосибирска оказались совершенно безуспешными. В итоге я впервые заинтересовался иностранным языком. (Школьный английский, увы, моего энтузиазма не вызывал.) Сначала, путем сопоставления русских и польских названий в «Кинословаре», освоил орфографию, а спустя год, совершенно случайно, приступил к систематическому изучению.
Орденом я заболел надолго. Если бы не он, мне бы и в голову не пришло сидеть над «Гражиной» и «Конрадом Валленродом». (Впрочем, меня больше интересовал XIII век, и тут первостепенную роль сыграл «Геркус Мантас» Гедриса.) В названиях первых прочитанных мною польских монографий неизменно фигурировал Zakon Krzyżacki. Кончилось тем, что я, взволнованный судьбой исчезнувшего народа пруссов, начал работать над безразмерной «Прусской хроникой в трех книгах, писанных народным языком» (Chroniconis Pruthenorom libri tres lingua vulgare scripti). Вместо нее, правда, написал работу о чешском короле Отакаре II, одном из ее персонажей, совершенно второстепенном.
И вот сегодня - годовщина. Тут, правда, возникает вопрос. Правомерно ли отмечать события, произошедшие до принятия григорианского календаря, без перевода дат старого стиля в новый? Удивительно - если всё, что имело место после введения нового стиля, переводится в него автоматически, то на события, случившиеся прежде, это правило почему-то не распространяется. И годовщина битвы, прогремевшей на грюнвальдском поле 15 июля по юлианскому календарю, отмечается в тот же самый день по григорианскому. С 1992 года в Польше в ближайшие к этому дню выходные проводится традиционная военно-историческая реконструкция (в этот раз она состоится в субботу, 18-го числа). Между тем для XV столетия разница стилей составляет девять дней.
Какую-то акварельку я, кстати, намалевал, примерно летом следующего года, во время московской олимпиады. Ни художественной, ни исторической ценностью она не обладала, и о ее утрате сожалеть не приходится. То ли дело Матейко и Коссак…
Иллюстрации
1. Реконструкция битвы в 2008 году.
2. Грюнвальдская битва. Миниатюра Дибольда Шиллинга (иллюминированная хроника, т.н. Luzerner Schilling, до 1515).
3. Грюнвальдская битва. Гравюра из «Всемирной хроники» Мартина Бельского (1554, 1564).
4. Ян Матейко. Грюнвальдская битва. 1878. Варшава, Национальный музей. Фрагмент.
5. Войтех Коссак. Грюнвальд. 1931. Варшава, Музей Войска Польского.
6. Реконструкция битвы в 2006 году. Фотографии позаимствованы здесь:
http://www.synaj.com/grunwald/1410.htm P.S. Тут можно посмотреть телерепортаж с прошлогодней реконструкции. Правда, доступ надо оплатить, а это не так-то просто осуществить технически.
http://www.tvp.pl/historia/rocznice-i-wydarzenia/grunwald-1410/wideo/bitwa-pod-grunwaldem-rekonstrukcja-2008