ЭПОХА БОЛЬШИХ РЕСТАВРАЦИЙ

Sep 19, 2013 23:45




Два сообщения о доме Сысоева в Печатниковом переулке.
http://arch-heritage.livejournal.com/1662039.html#cutid1
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1131485

Грядет эпоха Больших Реставраций! Скоро нам будет «счастье» от возрожденных из руин Нового Иерусалима, Останкина, Политеха и объектов поменьше! Казалось бы,- живи и радуйся Человек, а что-то нерадостно…

С фотографий 1920-х годов, на фоне новоявленного стаффажа, мы видим завораживающую нас Старую Москву, можем разглядеть детали фасадов, чугунные навесы над тротуарами, кованые решетки. Пред нами,- столичный город, динамичный и живой. Да, были деревянные или полудеревянные окраины, еще сохранившиеся во многих среднерусских городах, но историческая часть города в пореформенный период застраивалась вполне по- европейски, сохраняя, тем не менее, свою самобытность и очарование.
Я завидую москвичам того времени, они видели то, что должны были бы увидеть и мы, но не увидели…
Неустанное разрушение «старого» на Руси, никогда не прекращавшееся и не затихающее, опустошало Москву и в 19 веке, но масштабы бедствия не были столь велики. Лишь переворот 1917 года, открыл эпоху настоящей, полномасштабной борьбы с Историей и Отечественным архитектурным наследием.




Дом Сысоева, один из сотен или даже тысяч рядовых московских домов, для нас был больше, чем просто старый дом, это был genius loci старого московского района, а может и всей Москвы; это был архетип, наше представление об Образе и масштабе старого московского дома.
Долгие годы дом жил обычной советской жизнью, пережил войну и перестройку, не пережил лишь РЕСТАВРАЦИЮ. Дом Сысоева пропал. Даже разъятый как труп, лежащий почти в руинах, дом был живее, ближе к извечному роднику искусств Мусагета на Парнасе…
То, что мы видим сегодня, после почти года работ, всего лишь эпизод и очередной неутешительный приговор сложившейся за два десятилетия особой школе лужковской гламурной  реставрации. Возможно, эпизод  этот не самый безнадежный (полной картины я не имею,- видел только на фотографиях), но точно, один из самых грустных. Как в маленькой капле из огромного потока, на сысоевском доме воплотились все наработки больших «реставраций» прошлых лет: Гостиного двора, Царицына, Манежа. Тот же «высокотехнологичный» материал, тот же поверхностный подход, та же спешка, те же плохо прорисованные детали. А памятник требует иного отношения. Я подумал, что за такую работу авторам могло бы быть стыдно? Нет, все как обычно: работать было очень, очень трудно, но, ура, Виктория! Плюс к этому длинные песни про скрупулезные «научные исследования», а для чего они? Чтобы евроремонт  с унылой моспроектовской столяркой спроворить? Могло ли получиться по-другому? Могло ли произойти Чудо?



Фотографии А.Можаева "до" и "после"

Думаю, что нет. Вот если бы дом Сысоева родился в Праге, тогда посмотрели бы, впрочем, тогда бы это была совсем иная история. Привычная ложь и непрофессионализм, почти полное отсутствие независимого профессионального контроля проекта и  художественного качества работ (технадзор не в счет), плюс скорость и все определяющие (качество тоже), деньги, деньги,- каких тут чудес ожидать?
Как бы нам быстрее ликвидировать эту «разруху в головах», мы живем почти без надежды. Кажется, что не  будет нам счастья, и ждут нас в будущем только «квази-реставрации»!
Случайно вышло почти по старику Муралову из «Мертвых душ»:
«Покамест, брося все то, из-за чего грызут и едят друг друга на земле, люди не подумают о благоустройстве душевного имущества, не установится благоустройство и земного имущества».

Реставрация, Москва

Previous post Next post
Up