Свежая панегирическая заметка уважаемого Aromus-а
http://arch-heritage.livejournal.com/1642015.html о реставрации Воскресенского собора и чудесном возрождении иконостаса колокольни оного собора, в Новоиерусалимском монастыре, несказанно огорчила меня. Иногда кажется, что после явных достижений советских реставраторов послевоенного периода, а затем и 1960-1970-х гг., периода неспешных кропотливых исследований и поисков Истины профессиональными реставраторами, как-то незаметно пришло время архитектурных коммивояжеров, интересы которых не простираются далее сиюминутных задач освоения выделяемых на реставрацию денег.
Законсервированный, после взрыва 1941 года, первый ярус колокольни, все это время привлекал внимание исследователей. Сильно пострадавший керамический иконостас колокольни впервые был обследован и обмерян сразу после войны Н.Любимовой. Поиски методов восстановления иконостаса с максимальным сохранением его древних подлинных деталей, неустанно велись с 1980-х годов... Но Время безжалостно: практически весь верхний ярус иконостаса был утрачен еще до начала нового, 21 века…, а, в связи с аварийным состоянием и потерей вертикальности, руинированные нижние ярусы были усилены кирпичными контрфорсами.
При катастрофической, практически повсеместной утрате и повреждениях поливного слоя и утрат значительных фрагментов изразцов (до 70-80%), говорить о «чудом сохранившемся Никоновском изразцовом иконостасе» колокольни, по меньшей мере смешно.
На фоне современного, новодельного иконостаса, размышления о нелегкой доле реставраторов, «чего только не делающих» для его сохранения, также несколько двусмысленны. «Видимого наклона верха», привлекшего внимание автора, также не существовало, ввиду полной утраты этого самого верха к моменту начала реставрационных работ в 2011 году. О квалификации «исследователей», изучающих виртуальные наклоны и выдающих современные изразцы за Никоновскую керамику ( как вероятно, в значительных объемах, и на других иконостасах и деталях собора), можно лишь догадываться…Также, можно лишь предполагать мотивы побуждающие новоиспеченных «главного реставратора» и «главного строителя» изобретать новые легенды сего благословенного места и вводить в заблуждение легковерных… Возможно, в ближайшее время, появятся новые подробности об, обсуждавшейся многие годы, проблеме подводки фундаментов под данный иконостас, и о сем чудесном способе «воссоздания» изразцов (так можно изразцы разбирать или нельзя?) Хотя проблем, требующих исследования специалистами, тут кажется просто не существует: все новенькое, с иголочки.
Совершенно непонятно, что именно, в скором времени должно привлечь туда многочисленных фотографов. Например, обшитый деревом по бетону дом, выдаваемый за восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, кажется пока не стал местом паломничества многочисленных любителей светописи, ибо новодел, - он и есть новодел.
В будущем, что-то еще с шатром ротонды должно родиться, страшно подумать об этом…
Хорошо видна степень разрушения верхнего яруса иконостаса.
Укрепляющие контрфорсы первого яруса иконостаса.