Валерий Панюшкин в сегодняшних "Ведомостях" написал прелюбопытную
статью "Броуновское движение" об его ощущении текущей ситуации в стране и мире: о фанатах, Джулиане Ассанже, Навальном и других злободневных темах.
На мой взгляд, автор выделяет чрезвычайно любопытную мысль, связанную с тем, что чтобы по-сути не происходило, представители той или иной "группировки" будут реагировать довольно предсказуемо.
"Надобно признать, что люди думают мысли и совершают поступки, вовсе не сообразуясь ни с логикой, ни с сутью событий. Люди думают мысли, которые привыкли думать, и совершают поступки, которые привыкли совершать. Вот погиб в драке с кавказцами футбольный болельщик Егор Свиридов. В ответ товарищи его, футбольные фанаты, вышли на площадь, перегородили улицу, устроили погром, зажигали файеры и выкрикивали националистические лозунги. Реакция по-человечески понятная, хоть и незаконная.
Но что случилось бы, если бы (предположим на мгновение) Егор Свиридов не погиб в той драке, а сам бы в той драке убил какого-нибудь кавказца? Разве тогда футбольные фанаты вышли бы на митинг покаяния? Ничуть не бывало. Все равно жгли бы файеры, выкрикивали бы националистические лозунги и устроили бы погром. Это то, что они умеют, а больше они не умеют ничего.
Я хочу сказать, что у каждого человека есть мысль. И человек эту мысль думает. Обычно мысль у человека бывает одна (редко две). И человек думает эту свою мысль по любому поводу, что бы ни случилось." - пишет автор статьи.
И еще прекрасный фрагмент:
"И автор этих строк в глубокой растерянности вглядывается во все эти выкладываемые документы, во все эти стихийные митинги… И изо всех сил пытается не сделать то, что привык делать: не выкрикнуть какой-нибудь гуманистический лозунг.
Сижу, читаю новости и думаю: «Как-то… Это… Что-то…»
Получается, эта "одномысленность" мышления свойственна различным социальным и интеллектуальным группам?
На мой взгляд, это и есть описание невроза, когда мышление человека, страдающего данным расстройством, чрезвычайно ограничено. И если здоровый человек в какой-либо ситуации будет иметь множество возможностей для выбора, то невротик в точно такой же ситуации имеет всегда в несколько раз меньшее количество выборов, а порой и вовсе один, как правильно замечает Валерий. Причем это процесс не просто умозрительный, а буквально физиологический! Ведь невроз закреплен в мозге паталогическими нервными связами, по которым и проистекает весь процесс мышления. И как бы такой человек не хотел, он просто физически не способен выйти за рамки нескольких заевших в голове мыслей. Например, если ты - фанат, то должен, непременно, громить, а если либерал - взывать к гуманизму.
Здоровье - это когда человек не связан какими-либо обязательствами перед какими-либо людьми, будь то сородичи, соседи по подворотне, где пьется пиво, парни с похожими на твой шарфами или, наоборот, парни с непохожими на тебя и твоих друзей лицами. Здоровье - это обязательство только перед самим собой - дейстовать выгодным и целесообразным образом для самого себя, без оглядки на то, "что подумают другие". Только в этом случае и возможна множественность мыслей, т.к. когда есть "Я" и множество разных ситуаций, то реагировать придется по-разному. А если есть "Я", "авторитеты", "те, кому Я должен" и все то же разнообразие ситуаций, мысли "Я" постоянно проверяются им же самим на соотвествие мыслям "авторитетов". И получается, что "Я" уже не может напрямую реагировать на то или иное событие, а может делать это только опосредованно, через методы, принятые в данной группе. А их, как известно, в каждой группе весьма ограниченное количество. Иначе группа и группой бы не была.
Валерий Панюшкин, будучи выдающимся журналистом, умеет поймать свои ощущения и вылить их в доступной литературной форме. За что ему отдельное спасибо. Не знаю, знаком ли он с психологией, в целом, и знает ли он, что описал классику проистекания невротического расстройства, но статью, думаю, можно смело вводить в психологических вузах для обязательного изучения.
Получается, что вопрос избавления от фрустрации как индивидуума, которая возникает у него в результате невроза, так и общества, фрустрация отдельных групп которого выливается в то, что было на Манежной площади, лежит в области психотерапии. Если индивидуум избавляется от невроза, он может "думать" гораздо большей мыслей, чем одну. А если в обществе таких индивидуумов будет все больше?