(...пишут спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя...)
Аввакум Петров "Об иконном писании"
Нашумел Шнур своим клипом с провокаторским названием "I_$uss" одни ему "осанну" поют, другие ему анафемой потрясают. А что же мы? - Давайте вглядимся и вслушаемся в то, что нам показали и пропели.
Начнем с общего сюжета: Некая девица в компании подружек закидывается тяжёлой наркотой от которой у неё начинаются галлюцинации. Не отдавая себе отчёта куда и зачем её несёт, она выбегает на дорогу, где попадает под упавший фонарный столб и погибает. Бытовуха.
Что можно почерпнуть из попутных, не относящихся к тексту песни, реплик и видео-фрагментов клипа: Девочка из "приличной" и "культурной" семьи на что намекают появляющиеся в кадре родители и упоминание о "произведениях искусств". Т.е. речь идет о типичной, среднестатистической "интеллигентной" семье, где "культура" в её музеефицированном виде смешивается со слабенькой, но всё же декларированной верой во "что-то такое" - не даром же подружка подкалывает нашу героиню на предмет "надо верить".
Но девочке хочется не только музея и филармонии, девочке хочется потусоваться со сверстниками и быть как все, т.е., в том числе, и попробовать запретного - в данном случае "марочек", т.е. ЛСД. И она отправляется в свой последний путь к пресловутому фонарному столбу.
Кстати, о фонарях. Сквозь весь клип красной линией проходит образ света. Начиная от надписи на борту грузовика и заканчивая последней улыбкой навстречу падающей лампе фонаря. По идее, это свет от "I_$ussa", т.е. как бы божественный свет, но на самом деле, это ложный свет Люцифера, падшего ангела, т.е. сатаны. Почему именно так? - Да потому, что божественный свет, это свет жизни, он к смерти не приводит! В его лучах оживают, а не попадают под бетонный столб.
Теперь о самом тексте песни: Девушка встретила прекрасного "как Иисус" молодого человека с которым плотски согрешила, т.е. вступила в интимную близость. Банальная история "вхождения во взрослую реальную жизнь" домашней девочки "комсомолки, спортсменки и красавицы".
Так причем же тут этот самый пресловутый "I_$uss" - зачем было его вообще вводить в контекст? Какую роль в данном клипе он исполняет, если учесть, что у Шнура этот мотив регулярно возникает в его клипах - достаточно вспомнить клип про "Сиськи", где используется аллюзия на "Тайную вечерю" Леонардо Давинчи.
На мой взгляд, это необходимая и основная часть главной темы творчества Шнура в последнее время - бытописания культуры кичового гламура сформировавшейся в постсоветской России. И вот этот псевдоисус есть как бы высшая точка этой культуры. Светской, тусовочной, гламурной и пошлой до рвоты. Не Иисус храмов и попов, а "I_$uss" размноженный в глянцевых слащавых картинках "про всё хорошее, против всего плохого", "I_$uss" дамских бложиков в соцсетях, "I_$uss" протестантских брошюрок для уличного распространения, "I_$uss" западного Рождества и Пасхи, Сантаклауса и пасхального зайца. Ну, и наконец, "I_$uss" влажных мечт девочек всех возрастов, которые грезят не о рыцаре на белом коне (рыцари теперь не в моде, как символ мачизма и брутальности), а о гламурном "исусике" с которым и согрешить можно - такой он няшка-вкусняшка.
Вот об этом, собственно, и песня, и клип: Современная молодежь идет не на тот свет, не к той цели и погибает.
Ну, и так, по мелочи - улетевший голубь в начале клипа символизирует отступившийся от начинающей наркоманки Дух Святой. Надпись над входом в клуб означат буквально "ошибка", т.е "не туда идёшь". Яблоко на тарелочке - символ грехопадения, а вкусившая его девочка, это "дева погубления" - Ева поддавшаяся сатанинскому обману в противовес "Деве Спасения" - Марии, матери настоящего Иисуса. Кстати, комичные и кощунственные "роды" Айпода открытого на инстаграмме "I_$ussа" в результате невесть откуда взявшейся беременности, это как раз указание на ошибку, где юная наркоша предстаёт уже не просто обдолбанной дурочкой, но матерью антихриста глядящего на нас с экрана современного идола и символа попкультуры - планшетника и блога в соцсетях. Т.е. банальная история о девочке как бы расширяется и углубляется до разговора о сути современной цивилизации и направлении её движения.
Мелькнувшая в кадре черная собака - отсылка к англосаксонскому мифологическому "черному псу" Гриму, которого мы знаем так же и по "Собаке Баскервилей" и по "гарри Поттеру" - символу и предвестнику смерти. Интересно, что появляется он в кадре именно после вкушения девочкой яблока.
Интересно то, как меняется образ девочки в её видениях. Если вначале это ещё достаточно "скромный" образ в белых одеждах и простодушным личиком, то к концу клипа никакие белые одежды уже не скрывают изменившуюся согрешившую героиню со специфической гримасой - высунутым языком.
И так, вместо богохульного клипа, при минимальном разбирательстве, мы видим сатиру и видеопамфлет против постепенного сползания мира сего в гламурные (прелестные, т.е. прелживые) объятия люцифера за которыми следует неминуемая нелепая и страшная смерть.
ЗЫ: В свете последних событий неволею хочется поговорить о том, что мир и мы все с ним, возможно, идём на встречу со своим фонарным столбом в обнимку с божеством мира сего - всемирной сетью погубления.