Эта надгробие расположена чуть в отдалении от входа на Армянское кладбище (филиал Ваганьковского кладбища, расположенный по адресу: ул. Сергея Макеева, 12). Надгробие представляет собой скульптуру мужчины, полулежащего с пистолетом в откинутой руке.
Здесь покоится нефтепромышленник, миллионер, наследник богатейшей армянской купеческой семьи Торосянов
Николай Тарасов (Никогайос Торосян).
Николай ушёл из жизни добровольно, выстрелив себе в висок. Это печальное событие произошло в последний день октября 1910 года в роскошной нанятой (так в то время называли съёмное жилье) квартире, занимавшей целый этаж доходного дома Михайлова на Большой Дмитровке, дом 9. Что же могло толкнуть очень благополучного 28-летнего мужчину на столь отчаянный шаг?
Богатый наследник
Красавцу «с матовым бледным лицом и тёмными бархатными глазами» едва минуло 23 года, когда он стал единственным наследником 6-миллионного состояния отца, успешного армавирского купца-мануфактурщика и владельца нефтяных промыслов. Николай жил за границей, где получил прекрасное образование, обожал только входившие в моду спортивные автомобили, но главное, был страстным почитателем театрального искусства.
Николай Тарасов (Никогайос Торосян) (1882-1910).
Возвратившись в Москву, Тарасов приобрёл славу эстета, первого столичного щёголя, разъезжал на самом лучшем в городе спортивном авто и был большим поклонником женской красоты, особенно молоденьких актрис.
Меценат
А ещё стал крупным театральным меценатом - в Германии, где он находился вместе со своим другом Никитой Балиевым, Тарасов узнал, что у труппы Московского художественного театра на гастролях закончились деньги. Он безвозмездно передал В. И. Немировичу-Данченко 30 тысяч рублей, чтобы театр мог продолжить гастроли. Тарасова и Балиева внесли в число пайщиков МХТ и ввели в состав дирекции.
В 1908 году друзья основали театр-кабаре «Летучая мышь». Название родилось так: Балиев и Тарасов смотрели помещения для кабаре и оказались в подвале дома Перцова поблизости от Храма Христа Спасителя. Навстречу им оттуда вылетела летучая мышь, которая и дала название проекту. Создаваемая поначалу «для своих», «Летучая мышь» быстро завоевала популярность в Москве, положив, по сути, начало популярному жанру театральных капустников.
Именно так задумывали друзья, чтобы актёры и другие представители мира искусства могли там отдохнуть, повеселиться, посмеяться над театральными байками. Приятную атмосферу довершали хорошая кухня и напитки на любой вкус.
Продолжал Тарасов и финансирование Художественного театра. Это было не развлечение богатого театрала, а серьёзная планомерная работа. Во многом средства, выделяемые Тарасовым, помогли выстроить тот русский театр номер один, который живёт и работает поныне. У создателей театра Николай Тарасов вызывал глубокое почтение и уважение.
Владимир Иванович Немирович-Данченко писал о меценате: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Он не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них».
Роковая Ольга
Ольга Грибова
У актрисы МХТ, красавицы, дочери совладельца "Мануфактур Ясюнинских" Василия Ясюнинского и жены московского богача Алексея Грибова с Тарасовым был непродолжительный бурный роман.
Вскоре, однако, влюблённые расстались, а у Ольги Грибовой появился другой обожатель - 23-летний Николай Журавлёв, содиректор «Барановской мануфактуры».
Тот был большим поклонником карточной игры, как-то раз ему крупно не повезло проиграть 25 тысяч золотом. Таких средств у Журавлёва не было, и он покусился на святое - деньги акционеров. Игрока ожидал страшный скандал. Впав в жестокую депрессию, юноша желал застрелиться.
Испуганная Грибова не придумала ничего лучше, как попросить огромную сумму денег у бывшего любовника. Тарасов поинтересовался, зачем ей нужны деньги. Ольга была предельно честна: чтобы спасти любовника от позора и долговой ямы.
И получила от обычно щедрого и понимающего Тарасова решительный отказ.
Почему красавица не обратилась с такой просьбой к отцу или мужу, которые вполне могли располагать и гораздо большими деньгами, а также к ещё одному своему сердечному другу, Николаю Рябушинскому, богачу, меценату, издателю и представителю знаменитой фамилии русских промышленников, останется загадкой теперь уже навсегда.
Трагедия на троих
В итоге Журавлёв выполнил угрозы и пустил пулю в лоб. Побывав на панихиде у его гроба, безутешная Ольга Грибова вернулась домой и выстрелила в себя. Её удалось довезти до больницы, но врачи уже ничем не смогли помочь. Узнав о случившемся из газет, Николай Тарасов стал третьей добровольной жертвой в этом любовно-смертельном треугольнике. История громкого тройного самоубийства долго будоражила умы обывателей, усердно обрастая самыми неправдоподобными подробностями и мифами.
Рассказывали, что некая завистливая подруга Грибовой прислала на имя Тарасова гроб и венок, которые тот получил, ещё не зная о смерти бывшей возлюбленной. Якобы возле этого страшного послания он узнал о случившемся и выстрелил в себя. Насколько это так, сейчас сказать сложно.
Надгробие Николая Тарасова на Армянском кладбище в Москве.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Надгробие, очень эффектное и красивое, создал скульптор Николай Андреев, автор памятника Н.В.Гоголю в Москве. Кажется, молодой человек отдыхает в кресле, но стоит присмотреться, и становится ясно - этот отдых навсегда, так правдоподобно передана поза и аура человека, сию минуту отошедшего в мир иной.
Надгробие имеет статус "выявленного объекта культурного наследия г. Москвы» и внесено в специальный каталог как «одно из лучших надгробий эпохи модерна". Охраняется государством как памятник истории и культуры.