"Бледнолицые" узницы североамериканских индейцев. Что их ждало в плену

Mar 11, 2024 01:06



С XVII века коренные американцы вели продолжительные Индейские войны против белых поселенцев с целью изгнать чужаков из своих земель.

Пришедшие в Новый Свет "бледнолицые" встретили там вовсе не "благородных индейцев", а людей каменного века. Племена, населяющие Северную Америку, находились на стадии неолита. Со всеми вытекающими последствиями вроде человеческих жертвоприношений, ритуального каннибализма и особенного отношения к войне.

Продолжительная череда военных конфликтов привела к тому, что индейцы воевали с европейцами почти на протяжении 300 лет, но так и не смогли добиться своего, потеряв (по примерным подсчётам) 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады.
Военная тактика технологически отсталых индейцев на первых этапах не могла позволить им производить масштабные боевые операции, поэтому очень часто индейцы старались вести партизанскую войну, атаковать небольшие группы, совершать атаки на поселения под покровом ночи, сжигать дома, убивать мужчин и похищать молодых женщин.
Но знаете ли вы, что индейцы делали с похищенными молодыми европейскими женщинами?

Небольшой экскурс в историю



Первыми задокументированными пленниками южноамериканских индейцев были мужчины, испанские конкистадоры Альвар Нуньес Кабеса де Вака и трое его товарищей, выжившие в экспедиции Панфило де Нарваэса в 1528 году.

Хотя эти конкистадоры использовали свои навыки знахарей, чтобы перехитрить индейцев и сбежать из плена, в течение последующих двух сотен лет после начала войны между индейцами и белыми европейцами на территории Северной Америки каждый месяц в плен к различным племенам американских индейцев попадало всего несколько сотен мужчин и аж несколько тысяч женщин и детей.

Но почему была такая сильная разница?



Жизнь пленника в плену у индейцев была полна опасностей и лишений. И для мужчин подобный плен с большей вероятностью был более мучителен и страшен.

Брать в плен взрослых мужчин индейцы решались очень редко. Поскольку индейцы относились к каждому белому мужчине как к зaxватчику, которого нужно уничтожить.

Поэтому белых мужчин старались добивать сразу же, или же мучить и снимать скaльп. Да, это не белые европейцы научили индейцев снимать скальп (как и заниматься каннибaлизмом), скальпирование существовало и у южноамериканских и у североамериканских индейцев задолго до прихода на их земли белого человека.

В основном индейцы брали в плен высокопоставленных офицеров или солдат, которых можно было бы обменять на своих пленных или же на выгодные товары продовольствия и даже оружие (винтовки, патроны и т.Д).

Также нередко индейцы брали в плен несовершеннолетних мальчиков от 8 до 14 лет, которых можно было бы использовать для тяжелой работы в племени, поскольку индейцам нужна была дополнительная рабочая сила вместо пропавших и погибших мужей, которых европейцы у них отняли.

Рабы-юноши строили и ремонтировали дома, ловили рыбу и охотились, коптили и консервировали продукты. В 1810 году раба-мужчину индейцы обменивали на десять одеял или винтовку с несколькими патронами. Женщины стоили дороже раза в 2, что нередко затрудняло выкуп женщины и её ребёнка европейскими родственниками.

Однако, совсем иначе многие индейцы в плену относились к белым европейским женщинам

Жанром американской литературы, популярным с XVII по XIX века, был рассказ об "индейском" пленении. В этих реальных историях рассказывалось о женщине, которую похитили и держали в плену коренные жители.

Хотя канадские индейцы совершали набеги на Новую Англию в поисках пленников для получения выкупа, большинство индейцев Вудлендса (Лесных земель) захватывали английских женщин, чтобы заменить погибших членов своих семей, потерянных из-за болезней или войны.

Точно также поступали и с захваченными после набегов очень маленькими детьми. Их обычно усыновляли в качестве замены умершим родственникам, и после этого к ним относились как к настоящим сыновьям или дочерям. Среди наиболее грозных взращённых «белых индейцев» были Клинтон и Джефф Смит, Герман Леманн, Адольф Корн, Рудольф Фишер и Кайова Датч.

Попав в плен, многие белые женщины ассимилировались в индейское общество через процесс благожелательного воспитания.



Олив Отмэн - женщина семья которой была убита в 1851 году, когда Олив было 14 лет племенем толкепаяс. Её удалось спасти американской армии через 5 лет, когда те заметили белую женщину с татуировками в плену у индейцев

Вопреки опасениям большинства пленников, индейцы Восточных Лесов проявляли искреннее уважение к своим пленницам.

Женщин старались ассимилировать, заставляя их учить язык, наряжая их в традиционную индейскую одежду, мокасины, перья и украшения, вскоре белых женщин могли принять в индейское общество и даже удочерить.

Подобным образом поступали и индейцы Великих равнин, Большого бассейна и Юго-Запада. В этих племенах пленённые европейские женщины вначале подвергались "суровому ученичеству", но затем ассимилировались и становились частью племени.

И вопреки мрачным ожиданиям большинства женщин, ceксyaльныe отношения между ними и мужчинами, как правило, не завязывались до тех пор, пока пленник и пленница не соединялись узами брака. Конечно же очень часто пленную женщину выдавали замуж за молодого индейца против её воли, но так или иначе, к ней относились гуманно.

Но конечно же не все племена индейцев были так добры по отношению к бледнолицым женщинам



Пленные белые женщины в Канаде и Техасе, а также на большей части территории к западу от реки Миссисипи, обычно были вынуждены служить своим похитителям в качестве нaлoжниц и ceкcyaльных рабынь.

Эти рабыни должны были удoвлeтворять воинов, рожать им детей, носить воду, рубить дрова, шить одежду и плести корзины.

В более в воинственных племенах по отношению к белым, например, в племенах ирокезов, многих пленных женщин держали в плену до тех пор, пока они не рожали ребенка каждому юноше потерявшему своего отца или брата. А после женщину морили голодом или yбивали, но так или иначе, в большинстве своём она никогда не интегрировалась в индейское общество, однако, иногда конечно случались и исключения.

Но кажется хуже всех к белым европейцам и европейкам относилось племя команчей.

После резни в Форт-Паркере, когда белые мужчины и женщины были либо убиты, либо замучены до смерти. Одну женщину изнacилoвaли, когда она пыталась бежать от команчей. Она чудом выжила, несмотря на то, что ей отpeзaли гpyдь и бросили умирать. Еще три женщины вместе с несколькими детьми были схвачены и доставлены в лагерь, где их paздeли, связали крайне неудобными способами и избили дубинками; две из трех женщин были неоднократно изнacилoвaны команчами на глазах у их детей.



Но иногда к некоторым женщинам, хотя и подчинявшимся своим похитителям, относились с неожиданным уважением. Опыт Рэйчел Пламмер наглядно иллюстрируют ужасы женского плена среди команчей, но благодаря своей храбрости и духу племя команчей начало считать её равной и вскоре не применяло к ней нacилие.

Когда племена команчи и кайова были изгнаны в резервации к северу от Красной реки то, по оценкам учёных, у 30% апачей, команчей и кайова присутствовала европейская кровь в жилах. Это лишь подтверждает тот факт, что огромное количество белых женщин эти племена похищали только для ceкcyaльногo рабства и восполнения своих умерших детей.

Источники: «В чужую землю: женщины-пленницы среди индейцев» Дженнифер Д. МакДэйд 1990 год / Фредерик Дриммер (редактор) - "В плену у индейцев: 15 свидетельств из первых рук, 1750-1870 гг" / Кэтрин и Джеймс Деруниан и Артур Левернье. Рассказ об индейском плену / Опыт белых пленников среди аборигенов Северо-Западной территории между 1770 и 1850 годами. Университет Пердью.

история, индейцы, женщины

Previous post Next post
Up