Британский "Маресьев"

Jan 12, 2024 01:21



Про Алексея Маресьева в России знают все. Но и у англичан был летчик-ас, летавший на протезах.

В конце декабря 1931 года, пилот британских ВВС Дуглас Бадер во время полётного задания потерпел аварию, которая навсегда изменила его жизнь и стоила ему обоих ног. Так как без неба он свою жизнь не мыслил после интенсивного лечения Бадер освоил протезы и доказал, что может управлять самолетом.
Однако не смотря на это в 1933 году его всё же отправили в отставку.

Вторая мировая война резко снизила требования к пилотам, да и если честно их не хватало (особенно с опытом) и в июле 1940 года Дуглас уже участвовал в своем первом воздушном бою. И весьма результативно.

По итогам "Битвы за Британию" он стал одним из лучших пилотов с результатом - 22 уничтоженных самолета противника. Это было только начало, но... блестящая карьера к сожалению быстро закончилась.

Во время патрулирования над Францией в августе 1941 года, Дуглас Бадер был сбит и попал в плен к немцам. Пилот сумел приземлиться на парашюте только с одним протезом, второй остался зажатым в горящем самолете. Выбор был небольшой - либо сгореть, либо бросить искусственную ногу.



Немцы отнеслись к пилоту по-человечески через "Красный Крест" они связались с британцами и те разработали, а потом провели операцию под названием "Leg" (Нога). Со стороны Германии разрешение подписал сам Геринг.

16 августа 1941 года шесть британских бомбардировщиков в сопровождении двух истребителей вошли в заранее оговоренный район над Францией и сбросили на парашютах два контейнера в которых находились новые протезы для подполковника Бадера.

Как вспоминал потом тогдашний маршал авиации Шолто Дуглас, на следующее утро ему домой позвонил Черчилль:

- Я вижу в газетах, что вы вчера братались с немцами, сбрасывая ноги пленным летчикам.

- Да, сэр. А так же вчера мы сбили дюжину самолетов противника. Вам не кажется, что оно того стоило?

- ...

На это Черчиллю ответить было нечего.

За одиннадцать месяцев пребывания в лагере Дуглас Бадер совершил восемь попыток побега и администрация даже угрожала отобрать у неугомонного британца протезы на ночь.



"Грозились, отобрать..." Но выполнить угрозы так и не решились, ибо пообщаться с британским асом-инвалидом приезжали лучшие пилоты и самые высокие чины Люфтваффе.

Британец кивал, всем улыбался, а затем всё же предпринял последнюю попытку побега на своих "новых ногах". И знаете, ему почти удалось Почти. В итоге, Бадера, от греха подальше, отправили в защищенный от побега лагерь замка Колдиц, где он и пробыл до 1945 года.
Сразу же после освобождения он отправился в Париж и потребовал себе "Спитфайр", но получил отказ.
Бадер продолжал летать до 1979 года.

Дуглас Бадер прожил долгую жизнь и умер на семьдесят третьем году жизни в 1982 году. В своих воспоминания он неоднократно жалел только об одном: "Я хотел сбить побольше самолетов. Но судьба распорядилась иначе".


вторая мировая, история, великобритания, авиация

Previous post Next post
Up