12 сентября 1941 года в РККА созданы заградительные отряды

Sep 12, 2023 01:00



Существование заградотрядов в годы Второй мировой долгие годы хранилось в тайне от широких масс советской общественности. Только в годы перестройки правда стала известна и она шокировала публику.
Ведь все эти годы продвигалась версия, согласно которой все как один советские граждане поднялись на борьбу с нацистами, не щадя жизни.
В РККА заградительные отряды появились в годы Гражданской войны по инициативе Бронштейна-Троцкого.
В 1918 году Красная армия столкнулась с повальным дезертирством насильно мобилизованных крестьян, поэтому Троцкий распорядился размещать в тылу войск заградительные отряды из "настоящих боевиков".
Ленин инициативу одобрил, хотя и выразил сомнение, что она будет действенной. Мол, "русский человек слишком добер и его не хватит на решительные меры революционного террора".
Формально возрождение заградительных отрядов в РККА произошло 27 июня 1941 года. Заградотряды размещались на узловых железнодорожных станциях, дорогах и прочих местах скопления людей. Они должны были выявлять бегущих дезертиров и возвращать их в части. Но это была только проба пера.
В середине июля последовала новая директива. На базе войск НКВД создавались заградительные отряды, но пока в незначительном количестве. По стрелковому взводу на дивизию, по роте на армию, по батальону на фронт. В общем, капля в море. Заградотряды в течение 12 часов должны были провести следствие и передать задержанных военному трибуналу. Только в исключительных случаях им предоставлялось право расстрела дезертиров или шпионов на месте.

Полноценное рождение заградительных отрядов состоялось 12 сентября 1941 г. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин и начальник Генштаба Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников подписали директиву № 001919, которая предписывала иметь в каждой стрелковой дивизии "заградительный отряд из надежных бойцов численностью не более батальона (в расчете по одной роте на стрелковый полк), подчиненный командиру дивизии.
Каждый батальон должен иметь танки и грузовики для большей мобильности. Директива так объясняла необходимость подобных отрядов:

Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: «Нас окружили!» и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах.

Теперь их задачей был уже не поиск и отлов дезертиров, а предотвращение несанкционированного отступления дивизий. Выявлять зачинщиков паники и убивать их на месте - вот их основная функция. Эти заградительные отряды комплектовались уже не служащими войск НКВД, а прямо из состава армий.

Таким образом, существовали два вида заградительных отрядов. НКВДшные, которые размещались на железнодорожных станциях, дорогах и т. д. - их задачей по-прежнему было выявление дезертиров. И армейские заградительные отряды, которые создавались из военных и подчинялись армейским офицерам. Эти заградительные отряды должны были предотвращать бегство солдат с поля боя.

Современные сталинисты часто ссылаются на воспоминания различных ветеранов, которые утверждают, что никогда не видели заградотряды и не помнят, чтобы по ним кто-то стрелял из своих.



Это легко объяснимо. Действительно, далеко не всегда заградительные отряды встречали бегущих пулеметным огнем ( хотя и такое бывало). Чаще всего они работали совсем иначе.
Небольшие заградотряды патрулировали отдельные участки, и если видели группу красноармейцев, которых тут не должно быть, останавливали ее.
Тех, кто казался им зачинщиками (если это были беглецы), задерживали и потом расстреливали перед строем. Остальных под конвоем возвращали на передовую. Дело тут не в гуманизме, а в том, что если стрелять всех подряд - воевать будет некому.

Особую роль заградотряды сыграли во время битвы за Кавказ и Сталинградской битвы, как отмечает писатель Анатолий Безуглов: "Только чудовищная жестокость сталинских заградотрядов остановили наше отступление на Кавказе и обеспечила победу в Сталинградской битве.
" 28 июля 1942 года вышел знаменитый приказ № 227 («Ни шагу назад») Народного комиссара обороны СССР И. В. Сталина, в котором предписывалось

Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
- сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной.



Николай Николаевич Никулин ветеран Великой Отечественной войны в 1975 году написал книгу «Воспоминания о войне», которая впервые была опубликована только в 2007 году издательством Государственного Эрмитажа:

...«Выйдя на нейтральную полосу, вовсе не кричали „За Родину! За Сталина!“, как пишут в романах. Те, кто победил, либо полегли на поле боя, либо спились, подавленные послевоенными тяготами. Остались у власти и сохранили силы другие - те, кто загонял людей в лагеря, те, кто гнал в бессмысленные кровавые атаки на войне.
Они действовали именем Сталина, они и сейчас кричат об этом. Не было на передовой: „За Сталина!“. Комиссары пытались вбить это в наши головы, но в атаках комиссаров не было. Всё это накипь…
Войска шли в атаку, движимые ужасом. Ужасна была встреча с немцами, с их пулеметами и танками, огненной мясорубкой бомбежки и артиллерийского обстрела. Не меньший ужас вызывала неумолимая угроза расстрела.

Чтобы держать в повиновении аморфную массу плохо обученных солдат, расстрелы проводились перед боем. Хватали каких-нибудь хилых доходяг или тех, кто что-нибудь сболтнул, или случайных дезертиров, которых всегда было достаточно.
Выстраивали дивизию буквой „П“ и без разговоров приканчивали несчастных. Эта профилактическая политработа имела следствием страх перед НКВД и комиссарами - больший, чем перед немцами.

А в наступлении, если повернешь назад, получишь пулю от заградотряда.
Страх заставлял солдат идти на смерть. На это и рассчитывала наша мудрая партия, руководитель и организатор наших побед. Расстреливали, конечно, и после неудачного боя. А бывало и так, что заградотряды косили из пулеметов отступавшие без приказа полки. Отсюда и боеспособность наших доблестных войск.
Действия заградотрядов понятны в условиях всеобщего разлада, паники и бегства, как это было, например, под Сталинградом, в начале битвы. Там с помощью жестокости удалось навести порядок. Да и то оправдать эту жестокость трудно. Но прибегать к ней на исходе войны, перед капитуляцией врага! Какая это была чудовищная, азиатская глупость!».

В перестройку правда о заградотрядах стала откровением и воспринималась очень болезненно. Тогда на эту тему писали очень много. На волне чекистского ренессанса нулевых про заградотряды стали писать чуть ли не хвалебные отзывы,якобы благодаря им и выиграли войну.29 октября 1944 году они были расформированы. Это однако не означало расформирования всех существовавших заградотрядов и заградкомендатур.

вторая мировая, война, история

Previous post Next post
Up