В нынешем году неделе исполнится 110 лет, как легендарный Генри Форд нашёл способ сделать автомобиль товаром для среднего класса.
На заводе в Хайленд-Парк (штат Мичиган) впервые заработала непрерывно движущаяся сборочная линия (Moving Assembly Line - MAL).
Это, на первый взгляд, простое изобретение изменило автопром до неузнаваемости и быстро вывело Соединённые Штаты в лидеры по производству качественных и недорогих транспортных средств.
О своём намерении построить доступный по цене автомобиль Форд объявил в 1908 году. Тогда он представил инвесторам Ford Model T - одну из первых машин эконом-класса. Автомобиль имел двигатель повышенной прочности мощностью в 22 лошадиные силы. При относительно лёгком весе в 1200 фунтов он мог развивать скорость до 40 миль в час и работать как на бензине, так и на специальном топливе на основе конопли.
Первоначальная стоимость Ford Model T превышала $850. Для 1908 года цена являлась заоблачной, так как более 97% жителей США зарабатывали от $200 до $400 в год (средняя ставка - 22 цента в час).
Для снижения себестоимости Ford Model T Генри Форд много экспериментировал. Поначалу он пытался создать мини-бригады работников из 3-5 человек, которые бы собирали каждый отдельный автомобиль с нуля. Форд считал, что слаженность действий в результате командной работы ускорит процесс сборки. Он даже пытался создавать бригады из друзей и родственников - отцов, сыновей, братьев и т. п.
Затея провалилась, так как мини-бригадам приходилось делать 100% работы, то есть заменять собой десятки отдельных специалистов. В автомобилях стало больше брака, который также объяснялся спешкой. Каждая команда стремилась собрать свой автомобиль быстрее других, чтобы получить премию.
Затем Форд пытался добиться государственных льгот на сталь и другие материалы. Он всерьёз верил, что правительство заинтересовано в дешёвых автомобилях для населения.
Сегодня автоконцерны получают из федеральной казны огромные деньги, однако в конце 1900-х Форд чуть не попал под суд за попытку вовлечь президента Уильяма Тафта в деятельность Ford. Тафт лично напомнил Генри, что Америка - страна рыночного капитализма и задача государства - собирать налоги с частного бизнеса, а не оказывать ему помощь.
Ходит легенда, что идея MAL пришла к Форду во время делового визита в Нью-Йорк. Проснувшись рано утром, он вышел из отеля и случайно оказался на рыбном рынке, где рыболовы выбрасывали улов на длинную ленту. Она двигалась посредством велосипедного механизма одним человеком.
Люди с двух сторон линии ловко отбирали мелкую и крупную рыбу, ракообразных, моллюсков, грязь и водоросли. Эта быстрая и продуманная до мелочей сортировка так понравилась Форду, что он моментально увидел свой Ford Model T, продвигающейся через группы механиков, слесарей, инженеров и инспекторов.
Форд побежал в отель и попросил связать его с мясокомбинатами в Чикаго и Цинциннати. Он хорошо знал, что они используют сборочные линии для разделки коровьих туш. Главы мясокомбинатов дали Форду контакты производителей MAL и уже на следующий день в 6-часовой телефонной беседе Генри подробно описал, какими должны быть линии на его заводе.
На производство MAL для завода в Хайленд-Парк ушло почти пять лет, однако инновация быстро окупила себя. Время сборки одной Ford Model T сразу же сократилось с 13 до 6 часов.
Дальнейшие доработки принесли ещё более фантастический результат - на сборку машины с нуля требовалось всего 93 человеко-минуты (man-minutes).
В конце 1915 года Форд объявил, что собирает автомобили быстрее и дешевле всех в мире. Он пригласил на завод руководителей конкурирующих компаний (в том числе - европейских) и наглядно продемонстрировал, как функционирует его MAL.
Сборка была разделена на 29 операций. Каждую операцию выполнял отдельный человек. Время сборки Ford Model T к тому времени сократилось до 20 минут.
Конкуренты не понимали, почему Форд раскрывает им профессиональные секреты. Генри лишь посмеялся и сказал, что именно жёсткая конкуренция мотивирует его в бизнесе.
"Я готов бесплатно предоставить вам все чертежи и технологии, - сказал Форд. - Знайте, однако, когда вы будете собирать автомобиль за 20 минут, то мне потребуется уже меньше 5 минут".
Так, собственно, и получилось. Эволюция MAL привела к тому, что в 1920 году Ford Model T собирался за 4 минуты и 54 секунды. Стоимость одного автомобиля упала до $300.
Многие американские семьи тогда перешли на следующую схему накопления: зарплата мужа откладывалась на покупку автомобиля, а зарплата жены тратилась на повседневные расходы. Каждый глава семейства пребывал вне себя от счастья и гордости, когда покупал машину, а потом рассказывал друзьям и коллегам, что именно он на неё накопил.
К 1927 году Форд имел в Соединённых Штатах такое количество заводов, что новая Ford Model T сходила с конвейера каждые пять секунд. Общее количество машин этой модели превысило 15 млн. (примерно 48.7% от всех транспортных средств в мире). В этом же году великий автомобилестроитель заявил о прекращении выпуска Ford Model T и расширении модельного ряда.
Любопытно, что о технологии MAL написано много научных работ - в том числе философского характера. Многие исследователи видели в конвейерной линии нечто большее, чем просто технологию. Они называли MAL "молчаливым надсмотрщиком", который заставляет рабочих трудиться максимально быстро, безошибочно и ответственно. Ошибка одного человека может привести к сбою в системе и финансовым потерям для всего бизнеса.
Некоторые исследователи задавались вопросом, как быстро должна двигаться конвейерная линия, чтобы работники не уставали, работодатель был доволен, а бизнес приносил прибыль. Этот вопрос, кстати, остаётся актуальным до сих пор.
Так, в конце 2020 года несколько крупных американских компаний по производству свинины попросили Департамент сельского хозяйства (USDA) ускорить скорость MAL в их разделочных цехах.
Впрочем, это уже совершенно другая история..