Ряд российских экспертов и аналитиков продолжает утверждать что решение о введении потолка цен на нефть как способ санкционного давления на российскую экономику не дал желаемого результата. И приводят аргументы схожие в одном: дескать, принятый потолок не обеспечил нанесение экономики РФ серьезного ущерба и российский нефтяной экспорт не встал.
Что, разумеется, не соответствует действительности.. Россия
ежедневно теряет $170 миллионов из-за введенных 5 декабря странами Евросоюза нефтяного эмбарго и потолка цен на нефть.
А в феврале после вступления в силу эмбарго на нефтепродукты сумма ежедневных потерь вырастет еще на 131 миллион долларов. В экономическом блоке российского правительства уже открыто говорят о дефиците бюджета и намечающихся финансовых трудностях, так что "нефтяной потолок" как форма санкций уже работает.
Могут возразить, что Китай и Индия как покупали, так и продолжают покупать российскую нефть. Не спорю. Другое дело - по какой цене они ее покупают. А здесь для Кремля все печально - для китайцев и индусов каждый баррель выходит чуть выше себестоимости его добычи в России.
Важно понимать, что введение нефтяного потолка не ставило задачи одномоментно обвалить российскую нефтяную экономику. Подобные действия на глобальных рынках могут привести к самым неожиданным последствиям.
Поэтому Запад решил затягивать удавку на шее российской нефтегазовой отрасли не сразу, а постепенно, создавая у "клиент" иллюзию, что он еще сможет вырваться.
Кстати, по такому же принципу американцы действовали и в отношении Ирана в период президентства Махмуда Ахмадинежада. Тогда тоже администрацию Обамы и Клинтона за подобный подход резко критиковали те, кому он казался нерешительным и неэффективным.
.Но время все расставило на свои места - сегодня Иран на грани экономического коллапса. К тому же стоит помнить о том, что ресурс сопротивления иранской экономики западным санкциям всегда был выше, чем у российской экономической модели, выстроенной Кремлем.
Запад совершенно не смущает, что Китай и Индия перепродают российскую нефть, в том числе и ему. Покупают они ее практически по себестоимости, наценка у них не выше 10 долларов за баррель, так что все равно выходит дешевле, чем покупать у России по ее ценам. Главное здесь - чтобы в российскую казну лишний доллар не попал.
Пусть Кремль торгует себе в убыток, тешит себя надеждами - дверь для него на международные рынки хоть и со скрипом, но закрывается.
Интересно, что аналогичная ситуация складывается и с газовым транзитом России через украинскую территорию, о сокращении которого в "Газпроме", который "российское все", объявили на днях. Объем поставок теперь составляет чуть больше 25 миллионов кубических метров, что российскими пропагандистами преподносится как "наказание Европы".
Вот только нелишне было бы вспомнить о том, что согласно соглашению от 2019 года между Москвой и Киевом, которое до сих пор действует, транзит через Украину проводится по правилу "качай или плати".
То есть даже если через Украину вообще не будет прокачиваться газ, "Газпром" обязан оплачивать транзит исходя из базового объема прокачки в 40 миллиардов кубометров в год. Все же исключительно "выгодные" соглашения умеют заключать российские "эффективные менеджеры", этого у них не отнять.
С ожидаемым введением ценовых ограничений на российские нефтепродукты. Россия вынуждена будет их продавать китайцам и индусам по цене ниже нижнего, а те с небольшой наценкой поставлять эти нефтепродукты Западу. То есть свои интересы он в любом случае соблюдет.
В том числе и потому, что избегает слишком резких шагов, предпочитая перекрывать кислород Кремлю постепенно, но методично.