Князь Игорь и Травиата

Dec 21, 2012 16:42

Замена, конечно, не равноценная. Даже для меня, ни разу не театралки, а тем более - не эксперта. Но. В моем положении имел значение сам процесс. И похода в Большой театр. И самого действа на сцене. Просто праздник -  глазам и ушам. Смотреть, видеть, слышать - радоваться.

В последний раз была в Большом в 2004 году. Балет "Жизель". Ох, какая я гордая шла после него. Словно сама танцевала. Или как минимум - выучила танцоров. Или режиссером была. Снисходительно посматривала на иностранцев, которые восторженно что-то щебетали в фойе, на выходе уже. Видно было: впечатлены. Отож! Мы так умеем, да!

Вчера же шла уже не такая окрыленная. Но ощущение, что побывала на "новогодней елке" - было. Оно появилось сразу, как я подошла к центральному входу и ждала Ирину (staraya_koryaga). А, может, еще раньше, когда за четыре часа до означенной встречи кинулась перебирать гардероб: ах, Большой же! Но какое тут вечернее платье за рулем и -  в такой мороз??? Это ж надо туфли, колготки! Кристина предложила вызвать такси. Так и сделала. За 10 минут до заказанного времени позвонили и сказали, что из-за пробок не могут подать машину ко времени. Пробки - а значит,  бессмысленно и Лю заводить. В панике переодеваюсь в брючный костюм, выбегаю за КПП, а там стоит бомбила. Не, всюду пробки, до Большого не повезет, а до метро - пожалуйста. Метро! А хоть бы я знала, на какую станцию мне ехать, где ваще садиться и где пересаживаться. Но на автопилоте залетаю в метро, несусь вместе с толпой к поезду. Меня тут же вносят в вагон и не отпускают. Я помню, такое бывало и раньше, когда у меня не было ЛЮ, но это было так давно, что я уж и забыла. А ту вдруг так тепло и уютно стало. Привычно так. Тело само вспомнило. Висю. И думаю: а в ту ли сторону я еду? Но поезд уже грохочет, скворчит, скрежещет, даже если спрошу - меня никто не услышит. Потом остановка, и все разом, как единый организм, выносятся из поезда. На платформе меня бросают на мраморные плиты, и я успеваю опять заскочить в этот же вагон, в эти же двери (опять же память тела, в метро надо быстро реагировать, если хочешь успеть на работу). Опять грохот, и я опять думаю: а туда ли я еду? Ех! Надо было на платформе спокойно схему посмотреть и на следующий садиться. И тут обнаруживаю, что вагон почти пустой, а передо мной схема висит. Всё правильно еду! На Чеховской пересадка, и с Тверской до Театральной всего одна станция. Еду дальше надутая от гордости за свою интуицию. Даже пришлось сесть, чтоб от пола не оторваться.

А в зале, да нет, еще в фойе и в гардеробе - красота невозможная. И всюду елки стоят наряженные. И всюду - праздник. И праздник - Новый год. И место в ложе мне Ирина уступила - сижу, ну сущая королевишна. Мне не только сцену видно, но и музыкантов в оркестровой яме. Бинокль опять же. Программка. И дамы-правительницы у каждого входа. И всё блестит, и всё золотое. И Ирина - такая добрая, и улыбается. И так органично смотрится во всём этом великолепии - как у себя дома. Но тут всю феерию мою прерывают два иностранца. Смущенно так "ссорикают", а мне ж не до них, я вниз смотрю, в партер, и вверх - на люстрю, на галерку. А людей-то скока!!! Людей! И в такой мороз! И несмотря на замену! Ни одного свободного места! И тут слышу родное, советское: "Дама!!! Вы не на своем месте сидите!!! Освободите место немедленно!!!" Ох, да! Эх, да! Челюсть подобрала, глаза сузила до природных размеров;  я  - в Большом театре. Я помню, помню! В семидесятых годах прошлого века мы бегали сюда на галерку, и такими голосами ругались на нас, студентов, такие же тётки. Чоп не гоготали, чоп программки-билеты-фантики "нечаянно" не роняли на головы в партересидящим. Вот только называли они нас не дамами. Не может быть, чтоб 40 лет прошло!

Я подскакиваю: 
- Вы - мне?
- Да! Вам! А кому же еще! 
Боже, какие родные интонации! Я ща Вас расцелую, тётя! Помните? Помните меня? Я там, на галерке, была.Ех!
И как и тогда дерзким голосом спрашиваю:
- А моё - где тогда?
- А я откуда знаю?
- Так возьмите мой билет и посмотрите! Это ваша работа правильно рассаживать зрителей, или как? Зачем вас по двое у врат поставили??? Почему мы с этими господами должны теперь бодаться в проходе???

Мдя, я уже не та, нет, не та, что была 40 лет назад. Меня уже грозным окриком не напугать, не. Я сама кого хошь напугаю. Ех. Тока б Ирина не увидела меня дерзящую.

- Ой, дама, простите, пожалуйста, это просто недоразумение, у Вас 6 ложа,  - и голос, и мимика, нет, сорок лет назад со мной так не разговаривали, это точно.

Для проформы восклицаю:
- А это какая ложа?
- Это седьмая. Пойдемте, я Вас провожу. Это рядом.
- Ой, спасибо Вам огромное! Мне так неловко!
- Ну, что Вы, что Вы! Это просто маленькое недоразумение.
- Вы так добры!
- да что Вы! работа у нас такая.

В шестой ложе все уже сидят, и все всё слышали (это же рядом), а потому с вежливыми улыбками встают и пропускают меня на мое первое место в первом ряду ( а вдруг и на них буду сердиться, что расселись тут прежде, чем я прошла на своё место?). Аха. А с моего места поднимается господин и ретируется. Не я одна. Не я одна.

Всё. Сижу. На своем месте. Опять озираюсь. Лепота! Звонит Ирина. Потом спускается ко мне. Болтаем. Как-будто всю жизнь знакомы. Волшебная сила интернета! Мы и впрямь за два года знаем достаточно много о радостях и горестях друг друга. Звонок. Второй. Третий. Занавес. Увертюра. Смотрю в оркестровую яму. Чарующе. А девочка-то со скрипкой - совершеннейший ребенок еще! А дирижер - такой улыбчивый и такой танцующий. А вот и бедная травиата. Это уже на сцене. Падшая натура. Куртизанка. Мдя. Тема кажется на первый взгляд надуманной, но если не знать, что либретто "Травиаты" написано по мотивам романа Александра Дюма-младшего "Дама с камелиями". А сам роман сын великого Дюма написал по сути о себе, своей любви к куртизанке, и хэппи-энду помешал отец, Дюма-старший. Вот такие страсти. Кому интересно профессиональный отзыв о вчерашней версии "Травиаты" почитать, кликайте сюда: 
http://afficha.info/sitepp/texte-pdf/Traviata_Bolshoi.pdf
Там и фоты достойные, и все персонажи правильно названы. Правда, исполнительский состав был другой. Я же дома забыла и фотоаппарат, и туфли. Потому бесподобные свои картинки повешу исключительно как подтверждение тому, что "бывали, знаем, чо".

И первое, и второе действия я смотрела на одном дыхании. Не покидало ощущение, что "всё понарошку" (это ж не драмтеатр, игры актеров мне не хватало, да), но настоящий оркестр, настоящий живой вокал, живые актеры, пусть мне не знакомые, но известные во всем театральном мире - всё это завораживало. Я даже шепотом уточнила у Ирины, живьем ли они поют, али под фанеру? Ирина даже обиделась слегка: Большой это, или как???  Но ведь это нереально: лёжа на кровати петь такие сложные арии! Мне казалось, что сидя - это высший пилотаж. А тут  и на кровати - поют! на полу - поют! И согнувшись, и развернувшись - поют! И как поют!!!  А еще было неким открытием для меня следить за поэтапным вербальным, вокальным рассказом, проигрыванием  чувств героями. Буквально: ах, я так страдаю! И долго-долго во всех голосовых интерпретациях рассказывать, "ах, как я страдаю!". Очень захватывающе. Особенно, если это делают мастера. И уже не важна мимика, телодвижения, а только воздух на сцене и в зале - колышущийся, сотрясающийся, замирающий и опадающий, как туман, плывущий в долине.

А потом мы пошли с Ириной поужинать. Ага. Ресторан итальянской кухни. Еще поболтали, но время было уже слишком поздно. За один вечер и Большой, и ресторан - это надо постараться уложиться и по времени, и эмоционально.  Назад возвращалась тоже в метро. Пустые вагоны. Пустые переходы. Полночь. И настал день конца света, который не настал. И хорошо. Потому что я теперь обязательно хочу сходить на "Князя Игоря".

p.s. Предупреждаю. Я ни разу не театральный критик. И не специальный фотокорреспондент. Я просто делюсь своими впечатлениями в своем личном блоге. И ваще. Я фотоаппарат дома забыла. И туфли. Да.
































Москва-2012, мысли вслух, жизнь моя, погода-2012, музыка

Up