Фильм "Прости меня, Алеша". Занимательные железнодорожности

Jan 14, 2017 22:20

        Фильм режиссера Искры Бабич вышел на экраны в 1983 году. Фильм остросоциальный и, наверное, даже хорошо, что малоизвестный. Кино не для всех - но вы, надеюсь, после этого поста его обязательно посмотрите.  Уже ушел Брежнев, всего пару лет останется до начала перестроечного угара - а тема, поднятая в этом замечательном фильме будет жить всегда - тонкая грань между детским сиротством и семейным благополучием, смертельным отчаянием и жаждой утех и удовольствий...

18-летний Алеша спас от смерти беременную женщину. Женщина благополучно родила сына и отказалась от него. Тогда врачи разыскали Алексея - и юноша принес ребенка к себе домой…

В фильм очень естественно и  почти правдоподобно вплелась и железная дорога. А именно Киевское направление столицы. Всё органично вписано в фильм - станции (Киевский вокзал, Москва-Сортировочная, Лесной городок), поезда, железнодорожные эпизоды. Посмотрим?



Герой назначает свидание горе-папаше на Киевском вокзале, "у расписания под часами". Стенд с расписанием пригородных поездом стоял слева от выходом из метро к электропоездам. Простоял в таком виде до 1999 года, пока его не убрали в связи с сооружением турникетных линий. Расписание 1983 года. Уже есть электрички до подмосковной Солнечной, они появились с прокладкой III главного пути между Киевским вокзалом и Солнечной аккурат к Олимпиаде-80. Спустя год Солнцево станет частью Москвы, образовав Солнцевский район столицы и количество внутригородских электричек до Солнечной вырастет до 20 пар в сутки.
     Читается в расписании еще одна станция, ныне не являющаяся конечной - Ерденево. Станция на главном ходу, следующая за Малояролавцем на 134 км. Типичное веяние дачных 80-х - максимально удлинять, если это возможно, маршруты электричек по выходных дням. Хотя Ерденево выглядит странно - крупных дачных массивов там не было, обычный обгонный пункт с возможностью отстоя электропоездов. Просто соседняя участковая станция Малоярославец с работавшим в ту пору локомотивным депо "зашивалась" от наплыва грузовых (смена локомотивов и бригад), путей не хватало, вот и стали гонять часть дополнительных субботних малоярославских  электричек в соседнее лесное Ерденево.



Те самые часы. Как и стенд с расписанием благополучно дожили до конца прошлого века.



Прибыла электричка на 8-ой путь. В те годы, как правило, пригородные поезда отправлялись с трех путей - 6,7 и 8-го. С учетом, что поездов было много, обороты по Киевскому вокзалу были минимальны: 10-15 минут. В часы "пик" пригороду отдавались 1 и 2-ой дебаркадерные пути. После реконструкции вокзала к Олимпиаде-80 на станции появился обособленный IV главный путь исключительно для поездов дальнего следования. Шел он по "задворкам" станции и работал исключительно на "задебаркадерные" пути - 12,13,14,15, имевшие приемо-отправочные платформы на 24 вагона. Впрочем и неудивительно. В то время количество пассажирских поездов, уходящих с вокзала доходило до сорока штук в сутки, поэтому электрички, как правило, сиротливо ютились на трех приемо-отправочных путях.
    На кадре хорошо видны "новые" автоматы по продаже газированной воды, а за платформой (справа за кадром) в то время располагалась стоянка такси, остановка городских автобусов и продуктовый магазин, крыша его, кстати, видна в кадре.



Станция Лесной городок. Тогда это была привычная картина, а сейчас вызывает интерес - два "кругляка" разъезжаются. Тот, что слева - ЭР2-1007 уходит на Москву.  От постройки до 1991 года трудился в транспортном цеху Апрелевского завода грампластинок. Ближний к нам электропоезд следует по 3-ему зонному пути "в область". На него принимали конечные электропоезда, следовавшие до Лесного городка. Электрички, которые ставились под обгон опаздывающими скорыми поездами, по нему же следовали поезда из Москвы в Аэропорт. Спустя 33 года ничего, в принципе, не поменялось, только количество поездов в аэропорт Внуково, благодаря аэроэкспрессам увеличилось в разы.



Лесной городок - платформа на Москву. Внимательно присмотритесь и увидите "кончик" головки карликового светофора за платформой. Дело в том, что за ней был свой небольшой парк путей - для поездов сообщением в Аэропорт. 4-й приемо-отправочный путь шел вдоль платформы, а 5-й использовался для обгона отцепившегося локомотива и постановки его в голову поезда. До 1966 года в Аэропорт ходил паровоз ИС с парой "егоровцев". Потом его заменил ЧМЭ2 и цельнометаллические вагоны. Такая система действовала примерно до 1981 года - когда до станции Аэропорт была пущена электричка. С ее пуском надобность в 5-ом "обгонном" пути отпала, однако путевое развитие сохранялось вплоть до конца 80-х годов. С 4-го пути отправлялись и несколько прямых электричек Аэропорт - Москва. Ходили они до 1989 года. Сейчас весь "аэропортовский" парк путей в Лесном городке полностью разобран.



Лесной городок. Главные герои - 18-й летний Алексей, отчаявшаяся Инна, на руках которой недавно родившийся малыш.



Лесной городок. "В Москву!" Обратите внимание на вагон - относительно новый, но с ребрами жесткости в межоконном поясе.



Вагон: ЭР2-ХХХХ02, то есть должен стоять за головным 01. Но на практике в то время, как правило, в любом моторвагонном депо пути-дорожки бороздили сборные солянки. Что ездило то и цепляли. Апрелевка была не исключением. Вагон явно "чужой" в этом поезде.



Вот и подтверждение. Электропоезд отправляется. И за вагоном, в который сели наши герои, следует "старый" - с деревянными рамами. Возможно, кстати, тоже "не родной" для этого поезда.



Наши герои удобно разместились в полупустом вагоне. А вагончик уже совсем другой. В кадре мы видим те самые знаменитые оранжевые диваны, которые стали устанавливать в начале 80-х на ЭР9Е, ЭР2Р и некоторые ЭР2 с гладким межоконным поясом - последние номера серии.  Это скорее всего вагон от ЭР2-1281 или ЭР2-1312 - свежайшие на то время электропоезда.
     Электричка следует по 3-ему главному пути мимо платформы Матвеевская. Причем, не останавливаясь. Это все же неточность. В те годы по Матвеевской делали остановку практически все электрички, за исключением одной-двух дальних калужских. Но это явно далеко не калужская электричка, иначе наши герои так бы себя вольготно не чувствовали. Для жителя Матвеевского самым удобным и быстрым попаданием в центр всегда была электричка. 8-10 минут и на Киевской, поэтому на платформах всегда было многолюдно.



Знакомый каждому пассажиру электричек Киевского направления "трубомост" между Матвеевской и Сортировкой. В народе получил название "красный"- за цвет. Место живописное и в хорошую погоду притягивавшее к себе десятки местных жителей - потусоваться, пожарить шашлыки или просто "уговорить на троих".



В кадре появляется встречный электропоезд. Быстро проносится. Квадратный ЭР2 но с деревянными рамами. Таких на Киевке было две штуки - ЭР2-1050 и ЭР2-1104. Последний через 15 лет угодит в крушение на станции Бекасово-I. Был еще и третий экземпляр - ЭР2-1038. Но тот никогда на Киевском вокзале не появлялся, так как изначально был выпущен в 6-и вагонном исполнении и обслуживал исключительно "лесное княжество" - БМО.



Быстро мелькают вагоны встречного. Особенно интересна белая подоконная полоса. В те годы это было распространенным явлением - возможно  не хватало желтой краски. Так или иначе, но белая полоса смотрелась очень органично.



Станция Москва-Сортировочная. Типичный для того времени щит с расписанием. Применялись такие щиты на Киевском и Белорусском направлениях - то есть на Московско-Смоленском отделении. Вообще, тогда у каждого отделения была своя "фишка" в оформлении расписания. Например, на Московско-Рязанском (Рязанское и Казанское направления) на табличках с указанием конечной  станции "ГЖЕЛЬ" рядом дорисовывался стилизованный чайник в бело-синих тонах, "БЫКОВО" -  эмблема Аэрофлота.
    На кадре интересный момент - вагон следует по подгорочному пути сортировочного парка станции Москва-Сортировочная. Теоретически, кроме скатываемых с горки вагонов для последующего формирования здесь ничего не ездит, путь не электрифицирован. Но тем не менее, видимо железнодорожники посчитали, что проще отдать один из путей станции, чем для съемок занимать один из главных.  Для съемок скорее всего выделили один-два вагона от электропоезда и тепловоз, который и таскал их вдоль платформы.
    Слева виден элемент старинного станционного здания Московско-Киево-Воронежской дороги в аутентичной окраске.



В то время в здании размещалась пригородная касса и работал небольшой зал ожидания. В нулевые какой-то железнодорожный маргинал-руководитель распорядился перекрасить здание в тон, соответствующий "стилевой окраске направления" - сине-голубой.
     На Сортировочной главная героиня решается и...покидает вагон, решив разом избавиться и от ребенка и от прошлого. Малыш остается на руках у Алексея.



Алексей в растерянности и замешательстве. Инна выскочила из вагона на Сортировочной. Он с малышом на руках прибывает на Киевский вокзал. Фоном - ЭР2-1281. Всё как положено - герб, дорога, депо приписки, рижский шрифт.



Фоновый кадр. На 8-ой путь прибыл электропоезд. И снова типичная сборная солянка. Головной вагон - квадратный ЭР2 с алюминиевыми рамами окон, второй вагон - "деревянный" с гладкой крышей, от круглоголового состава. Не все гладко с ремонтом было в транспортном цеху Апрелевского завода грампластинок))



На 6-ой путь прибывает круглоголовый ЭР2-996. В Апрелевке проработал с 1973 по 1989 год. Ушел в Рыбное в связи с поступлением на Киевское направление первых ЭР2Т.



Алексей не отчаивается, встречает поезд за поездом. Он ждет Инну. Вдруг образумится??

Фильм отличный. Посмотрите.

Московско-Киево-Воронежская ж.д., Кено, электрички, Москва

Previous post Next post
Up