Девчата. Та самая "таёжная" узкоколейка

Jan 02, 2017 23:52



Прекрасная зимняя сказка - фильм "Девчата". Он не "приедается". Смотрится легко, имеет приятное трогательное послевкусие. С удивлением недавно узнал, что несколько эпизодических железнодорожных сцен были сняты не где-то на Урале (где и происходит действие фильма), а гораздо ближе к Москве, практически под боком столицы. На главную роль лесовозной узкоколейки была приглашена знаменитая и ныне покинувшая этот мир Рязано-Владимирская железная дорога. Съемки велись в нескольких местах. Давайте попробуем разобраться где именно.



Самое начало фильма. Юная Тося Кислицына отправляется за топливом в лес - через несколько часов надо кормить обедом голодных лесорубов. Пропустив лесовозный поезд, она устремляется в лем. Возили ли лес по Рязано-Владимирской? Возили. И в больших объемах. Обширные заказники располагались на линии Голованова Дача - Гуреевский.
    Где мог быть снят этот эпизод? Различные источники указывают, что съемки велись в районе Спас-Клепиков, Тумской и Пилево. Так что вполне может быть, что данная сцена снята вблизи одной из вышеназванных станций.



Сцена, где главные герои Илья и Тося садятся в один поезд. Середина фильма. Обратите внимание - на заднем плане локомотивное депо. В отличие от муляжного продуктового ларька депо более чем настоящее, "не киношное".



Тося перед посадкой в вагон высматривает Илью. Машинист паровоза следит за посадкой - все ли сели?



Тося шустро "нычется" от Ильи за будкой диспетчера. Здание вполне реальное, а вот табличка "Диспетчер" явно повешена только на время съемок. Кстати, возможно этой муляжной надписью киношники спрятали настоящее название станции. Обратите внимание на проходящий мимо героини крытый вагон в составе маневрирующего поезда - на вагоне отчетливо читается принадлежность к общей сети железных дорог МПС. Еще один довод в пользу Рязано-Владимирской - дорога входила в состав МПС.



...Быстренько обегаем избу. Объект должен быть под наблюдением))



А вот и "объект" - первый красавчик на деревне  лесоруб Илья Морозов. Чтобы не ехать в одном вагоне с задевшей его самолюбие Тосей, решил прокатиться таким простым "ковбойским" способом - на открытой платформе. Продуктовый станционный ларек отоваривает последнего пассажира поезда, который вот-вот тронется.



-Ой! Батюшки! Опоздала!!!
   На заднем плане вполне себе бодро мчит узкоколейный паровичок.



Еще миг и Тося срывается вдогонку за поездом. А мы на доли секунды обнаруживаем локомотивное (вагонное?)  депо, любопытных зевак-железнодорожников и мчащийся грузовой. Ммм...Тумская?



Пока Тося вприпрыжку несется за своим счастьем, мы можем увидеть рядом с узкоколейными путями вполне себе живой маневровый паровоз широкой колеи. По состоянию на 1960 год (год съемки фильма) широкая и узкая колея на Рязано-Владимирской сходились лишь в одной месте - в Тумской. Станция Пилево станет узлом узкой и широкой колеи гораздо позже - к концу 70-х годов.



Уф! Успела!  А кадр-то шикарнейший! Слева во всей красе отстаивается узкоколейный пассажирский с багажным вагоном, отлично просматривается станция. Справа в сугробах прячется путь колеи 1524 мм.  Нет сомнений - Тумская.



Пока на тормозной площадке герои выясняют отношения "большой брат" зорко следит за происходящим. "Я тебе кашлять буду. Вот так..."
      Ну мы-то знаем, что всё закончится хорошо!)
      Всем любви и позитивных праздников!

Узкоколейка, Кено, Рязано-Владимирская железная дорога

Previous post Next post
Up