Казань Волжская. Часть первая.

May 30, 2012 12:52

     

По праву Казанский порт можно считать крупнейшим на всем протяжении Волги. Он достаточно хорошо оборудован и способен принимать суда различных классов. Пассажирский речной вокзал летом "стонет" от наплыва дальнобойных круизных лайнеров и потока местных пригородных судов. И это при том, что размеры движения на тех же пригородных линиях сегодня существенно ниже, чем в пресловутые "благополучные" предперестроечные советские времена!  
     Достопримечательностей на Волге в окрестностях Казани хватает - одни только Свияжск и Камское Устье чего стоят! Их стоит посетить. Увы, но зачастую даже коренной казанец не всегда может что-то рассказать про тот же древний остров-град Свияжск.


   Из Казани есть несколько основных пригородных линий - в сторону Свияжска (вверх по Волге) и в сторону Камского Устья (вниз по Волге). Существуют непродолжительные "дачные" линии - в Ключищи или в Верхний Услон. Их основная цель - доставить горожан к садовым участкам или местам отдыха.



1. В сезон навигации Казанский порт принимает множество пассажирских судов. Среди них можно увидеть и небольшие двухпалубные теплоходы серии 305, так и четырехпалубные "крокодилы" класса река-море серии 302.



2. Теплоход серии 305 (постройка: Венгрия) М.В.Ломоносов в Казанском порту. Вот уже более полувека эти небольшие суда ходят по рекам России. Их легко можно встретить и на Волге и на Оке и на Каме.



3.



4.



5. Теплоходы серии 588 (трехпалубные) - А.Фадеев и Октябрьская Революция, серии 305 - Герой Головачев и В.В.Зайцев. Такой способ швартовки не редкость - причалов в порту катастрофически не хватает.



6.



7. В отличие от того же Северного речного вокзала в Москве - причалы в Казани достаточно ухожены.



8. Вид от пригородных причалов на стоянки пригородных и прогулочных судов.



9. Казанский речной вокзал. Внешне здание выглядит законченным, но внутри еще ведутся работы. Городские власти клятвенно обещают закончить все мероприятия по строительству нового вокзального комплекса к 2013 году.



10. "Булгария" оставила свой след... Для казанцев навсегда.

ПО ВОЛГЕ В СВИЯЖСК  (и немного про Свияжск)

Речная линия Казань-Свияжск, пожалуй, одна из самых востребованных у казанцев. Еще бы - помимо множества дачных поселков, находящихся почти у самой воды, этот маршрут пролегает в загадочный и известный еще со времен Ивана Грозного остров Свияжск. Он привлекает немало туристов. В Свияжск можно добраться несколькими способами - на автомобиле, на электропоезде, но самый увлекательный и живописный путь - конечно же  теплоходом по Куйбышевскому водохранилищу. В Свияжск ходят теплоходы как по регулярному расписанию (несколько рейсов в день), так и экскурсионные.



11. На Свияжск курсируют теплоходы серии Москва - они вместительны, имеют обзорную "верхнюю" палубу, которая в жаркий летний день набита до отказа дачниками, отдыхающими и туристами.  Зачастую такими рейсами в Свияжск следуют и паломники.



12. Эти утлые старенькие теплоходики Салют тоже отправятся на Свияжск - их зафрахтовали для перевозки групп туристов. Раритеты, однако!



13. Раннее утро. Для пассажирского порта настал новый насыщенный день. Отправляются речные теплоходики на дачные маршруты, прибыл первый круизный теплоход.



14. Выход из порта. До постройки Куйбышевского водохранилища здесь была суша. Берег Волги находился в двухстах метрах. Сейчас - судоходный фарватер.  Слева на фото - искусственно созданная насыпь - волнорез.Служит для защиты портовых сооружений от высоких волн во время непогоды на водохранилище.



15. На просторе.



16.



17. Теплоход прибывает к пристани Верхний Услон - своеобразные "ворота" в старинное село  - административный центр Верхнеуслонского района Татарстана.  Верхний Услон располагается на правом берегу Волги аккурат против Казани. До сооружения Куйбышевского водохранилища существовала паромная переправа до старых пристаней Казани. Позже паромы регулярно курсировали в отдаленный район Казани Новое Аракчино. Из которого в центр города можно было попасть на автобусе или электричке.  До недавнего времени водный транспорт был основным для Верхнего Услона в части сообщения с Казанью. В 1997 году через Волгу в районе поселка Васильево (чуть выше по течению) был сооружен автомобильный переход - часть федеральной трассы М-7, что значительно сократило путь из Казани в Верхний Услон на автомобиле - всего 35 километров. Кстати, по водохранилищу между Речным Вокзалом Казани и пристанью Верхний Услон всего шесть километров.



18. Отправление.



19.



20. Село Верхний Услон. Вид с воды.



21.



22.



23. Правый берег Волги всегда выше левого. Каждый год река "отбирает" у высокого берега по несколько миллиметров суши. Такими темпами через несколько тысячелетий Волга подойдет к Карпатам))



24.



25. Рядом с Верхним Услоном соседствует село Печищи. Село древнейшее - основано в 1592 году. В этих местах высота холмов правого берега доходит до 100 метров. Вид на водохранилище, противоположный низменный берег, Казань и окрестности открывается фееричный.



26.



27.



28.  Теплоход идет вблизи высокого правого берега.  Так как все пристани по маршруту находятся именно на этой стороне. Нет необходимости выходить на фарватер для больших судов. На фото виден левый низменный берег Волги.



29. В окрестностях села Печищи.



30. В Печищах есть музей Я.Купалы, который жил здесь в 1941-1942 гг. Одна из самых известных достопримечательностей села - действующая паровая мельница, построенная в 1895 году Торговым домом "Иван Оконишников и сыновья".



31.



32.  Чуть дальше от Печищ и на холмистом берегу вырастает лес.



33.


     34. Автомобильный мостовой переход через Волгу у поселка Васильево. Этот гигант строился несколько лет. Торжественное открытие состоялось в 1997 году. Мост заслуживал именно торжественного открытия - ведь до него автомобильных мостовых переходов через Волгу в районе Казани просто не было. Мост является частью федеральной трассы М7 "Волга". До его постройки все автомобили, грузовики и автобусы следовали из Казани до Зеленодольска (около сорока километров), где находилась паромная переправа (параллельно железнодорожному мосту). Следует сказать, что паромная переправа функционирует и в наши дни - закрывать её не стали, ведь она по-прежнему обслуживает автотранспорт, следующий в Нижние Вязовые (станция Свияжск), град Свияжск и соседнюю чувашскую Тюрлему.  Мост конечно же упростил жизнь автомобилистам и особенно водителям большегрузных фур - стало быстрее, удобнее и надежнее.



35. Теплоход Башкортостан (серия 305).  Жара за 30 градусов буквально "выгнала" всех пассажиров на палубы)



36. Есть в этих маленьких и уже совсем не молодых теплоходах своё очарование и шарм. Они скорее более органично будут смотреться в "нетронутой" Оке, чем в измененной  каскадами водохранилищ Волге.


   37. Опоры автомобильного моста.



38. А вот и настоящий волжский красавец - четырехпалубный "Федор Шаляпин". Теплоход серии 92-016, построен в Чехословакии.



39.



40.



41.



42.



43. Очередная дачная местность под названием "Дачная". Сорри за каламбур, но это так)



44. Маленькие домики у воды буквально жмутся друг к другу. Практически у всех есть лодки - без них отдыхать на Волге нет смысла.



45.



46. Теплоход Салют следует с туристами в Свияжск.



47.



48.



49. Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.



50. Cвияжск открывается во всей своей красе. Он словно город в табакерке (в нашем случае среди воды) - его стены помнят очень многое. Это настоящий памятник истории под открытым небом. Не случайно Правительство Татарстана в настоящее время придает огоромное внимание возрождению Свияжска.
      Свияжск был основан в 1551 году Иваном Грозным при взятии Казани. Название Свияжск не случайно - в этом месте река Свияга впадает в Волгу. Построенный город стал основной крепостью русского войска во время осады Казани в 1552 году.
      В середине XVI века Свияжская крепость превосходила в размерах кремли Новгорода и Пскова.
Позже, когда Казань была взята, Свияжск стал одним из главных центров христианизации татар и марийцев. В 1719 году Свияжск становится центром Свияжской провинции Казанской губернии.
В 1920-1927 гг Свияжск являлся центром Свияжского района Татарской АССР.
      С 1932 года Свияжск получил статус села. Этот статус за ним закреплен и поныне. Постоянных жителей на острове всего 250 человек.



51. Здесь Свияга впадает в Волгу.



52. Прибытие.



53. На пристани "Свияжск". На противоположном берегу виден купол Макарьевского мужского монастыря.



54. Вид в противоположном направлении. Песчаный берег  в летний зной служит идеальным местом для отдыха у воды.



55. Пристань "Свияжск". Событие - прибыли теплоходы из Казани.  Таких пристаней на Волге много - старая баржа со служебной постройкой - экономично и нет необходимости углублять дно у самого берега. Летом 2011 года в Свияжске открылся новый небольшой речной вокзал. Возможно вскоре на остров-град будут заходить и круизные суда, которые много лет обходят его стороной по основному судовому фарватеру.
       Островом Свияжск стал в 1957 году - разумеется, "благодаря" окончанию строительства Куйбышевского водохранилища. Сухопутная связь с внешним миром была прервана на полвека. В 2008 году было закончено сооружение пятикилометровой дамбы, по которой проложена автомобильная дорога. Фактически, остров Свияжск стал вновь полуостровом. Но и это длилось недолго. Спустя три года в насыпной дамбе был сделан "прокол" для искусственного водного канала - с целью естественного регулирования воды. Над каналом был наведен мост, а полуостров вновь стал островом. Такие вот занятные метаморфозы происходят со Свияжском)



56. "Островная" безмятежность. Идилия с видом на большую воду с удобствами во дворе.  Электричество "пришло" на остров относительно недавно - лишь в 90-х годах прошлого века. "Пришло" - не игра слов, это буквально так.  На острове была установлена здоровенная мачта, к которой и притянули провода с материка. До этого в Свияжске электричество получали от дизель-генератора. Нередко он выходил из  строя и тогда остров из века двадцатого на время уходил в век девятнадцатый. Правда, попадая на остров, легко потеряться во времени. Здесь  чувствуется переплетение эпох и их трагичность.



57. Та самая высоченная мачта, к которой подвели провода с материка, для постоянного обеспечения Свияжска электричеством.  На противоположном берегу стоит аналогичная.



58.  Вид на восток. С 1957 года при впадении в Волгу Свияга стала значительно полноводнее. В этом месте расстояние между берегами - 1300 м. На другом берегу стоит деревня Петропавловская Слобода. Слева можно разглядеть "материковую" мачту воздушной электролинии.



59.  Вид в сторону Казани.



60. Вид на пристань и жилые дома.


   61. Здание городской гимназии. Построено в 1913-1914 гг. Сейчас используется по своему прямому назначению. В советский период учебных заведений на острове не было. Ближайшая школа находилась в поселке городского типа Васильево, что в шести километрах от Свияжска на левом берегу Волги. В период навигации в Васильево детей доставлял катер. Зимой - по льду Волги пешком. Шесть километров по снежной целине водохранилища, продуваемой всеми ветрами - это совсем не по-детски!


  62. Знаменитая достопримечательность Свияжска. Дом Илларионова-Бровкина-Медведева. Певая половина XIX века. По слухам в 1918 году здесь останавливался Лев Троцкий. Вообще, Троцкий внес немало трагизма в жизнь острова. "Красный террор" первым на себе испытал именно Свияжск, когда по приказу Троцкого в 1918 году был расстелян каждый десятый красноармеец расквартированных на острове частей Красной Армии. Вы спросите за что? А за то, что не сумели выбить из Казани засевших в ней белочехов.  Но жестокость возвращается - не пройдет и десяти лет как Лев Троцкий будет подвергнут беспощадным гонениям со стороны своих же бывших соратников.



63.



64. Здание бывшего ремесленного училища. Построено во второй половине XIX  века. В наши дни здесь находится узел связи и администрация острова.



65.



66. Храм Святых равноапостольных Константина и Елены.
Деревянная церковь равноапостольных Константина и Елены была построена в 1551 году и уже в то время являлась приходским храмом острова-града Свияжска. Существующий каменный храм и отдельно стоящая колокльня были построены в конце XVII века. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью. В конце XIX - начале XX вв. в храме появляются приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца.
      В 1940 году храм был закрыт и вновь передан верующим только в 1993 году.



67. Немного из быта местных жителей...



68.



69.


      70. Иоанно-Предтеченский монастырь. Одна из главнейших достопримечательностей Свияжска.
   Это древний монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне - подворье мужского Свияжского Успенского монастыря.



71.


    72.



73.



74. Еще одна достопримечательность острова - Успенский Собор.
Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами.



75.Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века. Так как велась реконструкция внутрь попасть не удалось.



76. Реставрация не прекращается даже в жару и в выходные дни.



77.



78. Вдоль стен Успенского монастыря.



79. Сам остров достаточно небольшой. В длину всего чуть более километра, в ширину и того меньше. То есть неспешным шагом его можно обойти за час. Но иногда среди тишины можно сделать остановку для отдыха. Некоторые это делают так))



80.



81. "Спят усталые туристы". Они не пьяны - они просто устали. На острове в летний период работают несколько небольших кафешек. Ассортимент весьма зауряден. Есть также несколько магазинчиков, которые работают круглый год. Поразило то, что на острове при всём желании не купишь обыкновенной воды! Или пиво, или кола или газировка. Это кафе оказалось "правильным" - здесь были и нормальная питьевая вода и кофе.



82. Для прибывающих на остров местных жителей, туристов и паломников по автомобильной дамбе устроена стоянка. Многие приезжают просто порыбачить и искупаться. Ставят машину на обочине - ведь до воды всего несколько метров.



83. От автостоянки наверх ведет новая лестница.

После прогулки по Свияжску в Казань можно вернуться тем же способом - на теплоходе. Он отправляется ближе к вечеру. При желании можно на попутной машине добраться до станции Свияжск (ехать около десяти минут) и приехать в Казань по железной дороге. В пользу последнего способа - элетричка пересекает Волгу по огромному Романовскому мосту. с которого открываются потрясающие виды Волги.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Казань-Свияжск, остров Свияжск

Previous post Next post
Up