Викторианский Лондон. Развлечения.

Jun 19, 2015 20:21

Лондон всегда славился своими театрами, конечно, во многом, благодаря Шекспиру. Помимо этого лондонец мог развлечься по всякому. Когда в январе 1845 года прибыл огромный винтовой корабль "Грейт Бритн", тысячи людей ежедневно подъезжали на лодках, чтобы на него посмотреть.  Пожары собирали огромное количество зевак.  Несмотря на просвещенность 19 века, нравы в чем-то были средневековые и сохранялись долго самые незатейливые увеселения толпы.




"Жестокие кровавые забавы, которыми лондонцы увлекались во времена Хогарта, с 1835 года попали под запрет. Теперь нельзя было развлечься, наблюдая травлю медведя или быка, либо для удовольствия пошвырять палки в привязанного петуха. Однако в бедных кварталах Лондона сохранилось около 70 мст, где, зная адреса, можно было полюбоваться на травлю крыс собаками или собачьи бои.
  В Банхилл-Роу, близ улицы Мургейт, " в небольшом доме живет известный дрессировщик собак, хозяин питбуля. Все происходило на чердаке, куда поднимались по лестнице, а потом люк закрывался. Окна были забиты досками". Арена - "небольшой круг футов шесть в диаметре, с газовым освещением". Там имелась большая клетка с крысами, откуда выпускали с дюжину и натравливали на них необученную собаку, олнако это было не так интересно зрителям, а потому дохода не приносило. А вот на хорошей собаке-крысолове можно было заработать неплохие деньги. В этом случае на арену выпускали пять десятков крыс и натравливали на них бультерьера, а затем других собак. "Спортивные" бои продолжались до полуночи. Один содержатель паба ежегодно покупал в районе Энфилда 26 000 живых крыс по 3 пенса за каждую. "Ко мне тайно приходили знатные госпола и титулованные леди, чтобы в свое удовольствие понаблюдать за ходом боев."
   В Лондоне имелись театры и мюзик-холлы на все вкусы.




У детей из трущоб всегда набиралась нужная сумма на билеты в находившийся в том же районе дешевый балаганчик. "Вечером в понедельник давали шесть представлений, и на каждом присутствовало 200 зрителей. .. Для них это совершенно непотребное зрелище, - возмущался Мейхью ( неутомимый исследователь Лондона ). - Возраст зрителей был от 8 до 20 лет, и, что удивительно, большинство составляли юные девушки. Мужчины, видимо, предпочитали травлю крыс. Здесь звучали фривольные песенки, скабрезные шутки, мужчины и женщины исполняли непристойные танцы." Дешевый балаганчик, это место, где юношеская нищета встречается с юношеской преступностью... самое грязное, самое низкопробное место для развлечений, какое только можно себе представить... И запах здесь стоял неописуемый... На нас со всех сторон напирали, требуя джина, старухи и молодые женщины,девушки и юноши в жалких лохмотьях... Кто просил пинту, кто полпинты, а кто и стакан". Наибольшей популярностью пользовались криминальные истории, например,об убийстве Марии в "Красном Сарае" или о грабежах Джека Шеппарда на большой дороге. Расходы на постановку требовались минимальные - подмостки любого типа и фортепиано. Подобные заведения существовали в задних помещениях пабов во всех бедных кварталах Лондона. Владельцам пабов они приносили доход, а головы зрителей кружились от джина и восхищения образцами для подражания.

"Двенадцатая ночь" в постановке 19 века.




К концу 1860 -х годов на смену балаганам пришли театры и мюзик-холлы. В Лондоне работали 33 театра, где в основном показывали комедии и мелодрамы, некоторые из них славились тем, что в пантомимах участвовали полуодетые леди. В театре "Гаррик", находившемся поблизости от полицейского участка Уайтчепел, попасть в партер можно было за пенни, а билет в ложу стоил всего 2-3 пенса. В идущих здесь постановках "добродетель всегда вознаграждалась", и происходило это, разумеется, не в таком вульгарном варианте, как в дешевых балаганах. ...




... "Астлис-амфитеатр" в Ламбете давал эффектные представления с цирковыми наездниками, дрессированными лошадями, а порой и слонами. Здесь была круглая цирковая арена и авансцена. Театр "Друри-лейн" ( сохранившийся и поныне) ставил на Рождество пантомимы. "Не произносилось ни слова. В партере и на галерке часто вспыхивали драки.




Сверху в партер градом летела кожура от апельсинов". Не было ничего удивительного в том, чтобы повстречать Манби  ( Артур Манби -автор известных дневников своего времени) в театре "Хеймаркет", где он ждал в толпе у дверей галерки... чтобы усесться среди оборванцев и вместе с Ханной, своей любовницей-простолюдинкой, распивать в антрактах прямо из бутылки."




Здесь же в 1860 году в ложе у самой сцены были замечены "две неброские леди в черном в сопровождении графа Фландрского, состоящего в родстве с королевской четой через короля Бельгии. "С ними была королева, полускрытая портьерой, которая от души смеялась над фарсом", по всей очевидности, казавшимся ей забавным. Она, видимо, вполне нормально воспринимала "стражу из гренадеров в красных мундирах и медвежьих шапках, маршировавшую со сверкающими штыками взад-вперед перед зданием... Говорят, что вскоре после завершения строительства театра, такой караул требовался в особых случаях...Распоряжений об отмене караула не поступало, поэтому с того времени часовые так и остаются здесь".




... Я не нашла упоминаний о том, что является бедствием современных театров, а именно,  о большой очереди в антракте в дамский туалет.




Существовали мюзик-холлы, где за 6 пенсов вы могли пить и курить, глядя на акробатов, слушая отрывки из опер либо чернокожих исполнителей негритянских песен, на которых резервуар под сценой длиной 90 футов заполнялся водой с Нью-Ривер-Хед. В 1823 году здесь появились механизмы, позволявшие быстро поднимать сцену и декорации к потолку, что давало возможность без перерыва показывать "водные представления". Те, кто хотел выразить свои артистические склонности, могли посещать "Альберт-салун" на Тотхиллстрит,... где не было заранее составленной программы, а потому публика могла заказывать свои любимые номера - нечто вроде современного караоке. Существовали и богемные места, такие, как "Грот гармоний", в Ковент-гардене - "погребок, где распевали непристойные песенки, там собирались члены парламента, университетская профессура и светские щеголи с Роттен-Роу, чтобы насладиться обстановкой распущенности. Скабрезности вызывали взрывы хохота, головы выпивших лишнее представителей знатных семейств стукались об столы с пустыми стаканами, нестройный хор голосов, используя жаргонные словечки, требовал налить еще. Судьи и присяжные более других лтличались вульгарностью.
  Самым известным мюзик-холлом была "Альгамбра". Большое здание на четыре-пять тысяч зрителей, построенное в мавританском стиле и дополненное Минаретами, располагалось на восточной стороне Лестер-сквер ( теперь здесь кинотеатр "Одеон").




В 1854 году здесь открылся Королевский паноптикум науки и искусства, но ожидаемого наплыва посетителей не случилось, и потому его закрыли,




а с 1858 года здесь начал работать цирк. Была сооружена прекрасная арена для демонстрации мастерства выездки лошадей. После того, как кролева Виктория с семьей побывала на представлении с участием "Коня-красавца Черного Орла", успех заведению был обеспечен.




В 1860 году здесь открылся мюзик-холл. "Альгамбра" была приспособлена для танцев,музыки и великолепных сценических постановок . Наибольшим успехом пользовались балетные спектакли и такие номера, как "Акробат на летающей трапеции" Его выступления принимались с восторгом...легкость, грация, точно рассчитанные движения,




,Три раскачивающиеся перекладины, подвешенные на длинных канатах, позволяли артисту совершать полет над зрительным залом и сценой огромного здания.




Номер акробата продолжался 10 минут, и публика ожидала его выступления с 8 вечера, когда открывался театр и до 11, когда артист появлялся на сцене. Тем временем её развлекали "танцами, запрещенными в Париже", - может, это был настоящий канкан без панталон ?




- и кордебалетом из 200 танцовщиц, "сильно загримированных ( что не было заметно на расстоянии) и оттого казавшихся привлекательными, в сценических костюмах едва прикрывавших их наготу; вокруг них вились партнеры".




Здесь было 40 великолепных люстр, оркестр из 60 музыкантов, но " их заглушал шум, производимый туда и сюда прогуливающимися зрителями, которые скорее  были настроены провести время в каком-либо из многочисленных баров... и пропустить рюмочку-другую ликера".
Конечно же, все тянулись обратно в зал, чтобы посмотреть " Гигантский каскад", когда с высоты сцены в находившийся под ней резервуар обрушивались тонны воды, уходившие оттуда в канализационные трубы. Возможно, публика возвращалась к ликеру, когда начиналось выступление парижанки Финетты, исполнявшей обычный канкан без "нарочитого бесстыдства при вздымании нижней юбки".
Финетта.




... Это было излюбленное место женщин, которым приходилось жить за счет своих прелестей, ярмарка и биржа порока. В нижней части размещался буфет, известный, как "Кантина", где "сорок-пятьдесят танцовщиц стояли, болтая, или сидели в компании своих поклонников...
  Нет ничего удивительного, что в респектабельных кругах "Альгамбра" считалась местом, куда молодым людям заглядывать не следовало, но они , разумеется, тут бывали.




Лондон, Викторианство

Previous post Next post
Up