В Риме смотреть - не пересмотреть всего, но захотелось выехать куда-то еще и один день был посвящен поездке в два города Ассизи и Перуджа. Их и будем дальше смотреть.
Ассизи известен благодаря Франциску Ассизскому и Джотто, который расписал там базилику.
Рано утром садимся на электричку на вокзале Термини, ехать примерно два часа. Ассизи находится в центре Умбрии, мимо проносятся красивые пейзажи. Умбрия, знакомая всем художникам по названию краски "умбра жженая".
Город находится на северо-западном склоне горы Субазио над Столетской долиной, которая простирается до самой Перуджи. От вокзала вверх идет автобус.
Название города неясного происхождения. Одна из версий, что город основал Азио, брат царицы Трои. Другая, что оно произошло от слова "аси" - восток, так-как город находится к востоку от Перуджи. Данте считал, что название произошло от слова "ascendere" - восходить, говоря о взошедшем свете Франциска Ассизского. Но эта версия не подходит потому, что город был основан еще до римской эпохи умбрами, которые сражались сначала против этрусков, потом вместе с ними против римлян. Безуспешно, Ассизи стал частью империи, но с привилегиями в виде статуса муниципия. Сегодня в Ассизи 25 тысяч жителей.
Когда город стоит на горе, всегда хочется сразу забраться на самую высокую точку, чтобы окинуть все взглядом. Павлу Муратову, знаменитому искусствоведу-знатоку Италии Ассизи не слишком понравился. А зря.
Город опоясывают каменные стены, около пяти километров, они построены еще умбрами и римлянами. В стенах сохранилось восемь ворот, три с 12 века, три с 14 го. На вершине горы стоит крепость Рокка Маджоре, которую относят к временам владычества лангобардов. В 1198 году горожане (среди них был восьмилетний Франциск) восстали против немцев и разрушили замок. Затем крепость неоднократно достраивалась, использовалась как тюрьма, но постепенно пришла в упадок.
В городе постоянно натыкаешься на старые детали, назначение которых не всегда можно понять.
И припоминаешь про "Цветочки" Франциска Ассизского.
В городском пейзаже мало что изменилось с исторических времен. На соседнем холме меньшая крепость - Рокка Миноре.
Посмотрев на окружающие поля, можно спуститься к главному памятнику Ассизи - базилике, где похоронен Франциск и фрески Джотто. По дороге можно посмотреть кафедральный собор Сан-Руфино. Собор строился довольно долго, начиная с 1140 года и его фасад отражает различные этапы в развитии итальянской архитектуры, нижний ярус построен еще в романском стиле, а верхний, с розой - уже готика.
По пути...
Вот и подошли мы к собору, чтобы разглядеть детали фасада. Вокруг "розы" символы четырех евангелистов , крылатый лев - символ святого Марка.
Трое мужчин поддерживают "розу" и стоят на спинах фантастических животных. Резчики тоже что-то имели в виду.
Капитолийская волчица, знак принадлежности Риму.
В люнете главного портала Христос на троне с Мадонной слева и святым Руфино справа. Любопытно, что Христос присутствует одновременно в виде младенца на руках у Мадонны.
У основания портала два льва.
Внизу другого портала грифоны.
Лев, поедающий кого-то.
Интерьер церкви совсем из другого времени.
В 1571-88 годах интерьер был переделан зодчим Галеаццо Алесси. В храме, тем не менее, сохранилась купель, в которой принял крещение Франциск Ассизский.
Здесь же была крещена другая святая - Клара.
А мы следуем дальше...