На третий день Каргопольского путешествия мы отправились в сторону Кенозера, Кенозерский парк - удивительный природный заповедник с лесами и озерами, на территории которого тоже есть деревянная архитектура Севера.
По дороге встречаются деревни с мощными северными домами и местные жители.
Попадаются расписанные дома.
Конечный пункт нашего путешествия - деревня Вершинино, место, которое было раньше нам знакомо только по картинам и акварелям художника Виктора Попкова. В 1972-74 годах он с женой жил в этой деревне. Жители деревни и её пейзажи того времени сохранились в его живописи. Однако в этих местах мало что изменилось почти за сорок лет. Часовенка на горке и длинная череда домов вдоль озера.
Попков был тут летом и на его акварелях солнечный день.
Если забраться на горку, то видны озерные дали.
Попков написал картину из интерьера часовни с видом на деревню.
На карте можно увидеть, что Вершинино (может быть, потому что горка - самое высокое место в округе), состоящее из нескольких деревень. расположено на мысу между озерами, красивое место, неслучайно оно приглянулось людям когда-то.
Летом деревня отражается в воде озер. И жизнь в ней оживляется за счет приезжающих дачников, рыбаков на лодках и катерков, снующих по Кенозеру.
Сейчас все стоит на зимнем приколе.
Когда окидываешь взглядом деревню сверху, то даже не видишь ни одной телевизионной антенны.
Но люди тут чем-то заняты, едут по делам на грузовиках.
И на телегах.
Местный Бродвей от одного края до другого невелик, разогнаться негде. С одной стороны каменная церковь без глав и при ней сельпо, в котором можно купить всё от валенок до конфет. С другой - деревянная часовня.
В Каргопольском крае промышляют рыбой и древесиной.
Газа, которым мы снабжаем Украину и Европу, здесь нет. Дрова растут рядом, вода тоже рядом - из озера.
И охота, чтобы прокормиться. Не знаю, уж кто попался хозяину этого дома.
Понятно, что дома строили поближе к воде, чтобы ближе было носить воду.
Местный житель, нарисованный Попковым, сидит на фоне дома, который до сих пор жив.
Старые дома, конечно, радуют тем, что сохранились.
Но, с другой стороны, задумываешься, почему же в нашей стране так мало меняется жизнь в глубинке. Почему в Норвегии и Финляндии люди живут на хуторах, пользуясь благами цивилизации, а у нас понятие медвежьего угла применимо иногда к тем местам, от которых от столицы рукой подать.