Оскаровская церемония снова не обещает быть увлекательной в смысле представленных фильмов, точнее сказать, ее парадная часть существует в последние годы сама по себе в виде красочного шоу, а фильмы уже некое приложение, не всегда удачное.
Среди посмотренного мною, буквально вчера, новый фильм Джоэла и Итана Коэнов под названием "Баллада Бастера Скраггса", который номирован трижды за адаптированный сценарий, костюмы и и песню из фильма. Музыку к фильму написал их постоянный автор Картер Берруэл.
Click to view
Коэны - мастера своего дела, тут и говорить нечего. Это их первый цифровой фильм, получившийся из не получившегося сериала. На мой взгляд, оно вышло и лучше, потому что шесть историй, спрессованных до коротких притч, не требуют большего экранного времени. Как говорится народом :" Притча короче носа птичья, а хороша". В каждой из этих коротких историй для зрителя оставлено много недосказанного. Мы можем додумать биографию героев, большое количество вестернов, снятых и написанных до эпохи кино, позволяет легко это сделать.
Сюжеты начинаются со знакомства с самим Бастером, певцом и стрелком, история напомнила мне стих Вознесенского "Молитва Акына", убить первого певца, чтобы стать первым, так же, как убить лучшего стрелка, чтобы стать лучшим, - это какая-то древняя языческая традиция, которая просыпается в глубине души даже у современных попсовых исполнителей. Сейчас, конечно, предпочитают не физическое устранение, а компроматы. Или, матерные перепалки в инстаграмах. Какое время, такой и масштаб.
В этом сюжете играет Уилли Уотсон, фолк-музыкант и основатель группы Old Crow Medicine Show, весь в черном.
Когда мой сын побывал на ковбойском ранчо, одним из наблюдений было: они говорят, так же, как поют. Кантри-пение, - продолжение своеобразного ковбойского выговора. Баллада в исполнении Уотсона рассказывает о рыцаре с щитом и копьем, который поразит дракона.
Вполне возможно, Коэны могли бы снять увлекательный сериал про историю "кантри", у которого много стилей и манер, сюжетов и известных исполнителей. И это не просто песни, как любые баллады, они основаны на каких-то личных историях и переживаниях, хотя герои подчас забыты. Но остались их имена. Когда Том Уэйтс в одном из сюжетов напевает "Мамашу МакКри", написанную в 1910 году, мы понимаем, что была когда-то такая ирландская мамаша, чьи седины и заботливые руки оказались воспетыми в балладе.
Прелесть этих баллад в их непосредственной искренности, поэтому даже, если их поет тот, кто не был знаком с автором, создается впечатление, что именно он все это пережил. Когда в последнем сюжете поется баллада о "несчастном юноше", все слушатели утирают непрошеную слезу, будто исполнитель и был когда-то этим юношей, что отчасти и правда. Печаль в том, что из влюбленных юношей потом могут вырасти наемные убийцы.
Фирменный черный юмор Коэнов кажется будет сопровождать весь фильм, но нет, каждый сюжет, - как маленькое отдельное кино в своем стиле. Фильм, несмотря на первую часть, которая выглядит пародией на вестерны, оказывается далеко не таким простым, в нем есть аллегории и есть простые человеческие драмы. В каждом сюжете они умудряются заставить нас переживать за героев и верить до последнего в счастливый конец. Каждый фрагмент - небольшая личная история, из которых складывается паззл истории страны, созданной людьми, от которых иногда и могилы в степи не осталось. Вот пуля пролетела и ага.
Красота пейзажей завораживает :Небраски, по которой тянется обоз переселенцев, долины золотоносной реки Колорадо. Фильм вообще очень красив. Сюжет о "девушке, которая испугалась" был вдохновлен фильмом "Большая тропа". Для авторов он оказался одним из самых сложных, так-как пришлось организовать шествие из повозок и волов, явно они получили новый жизненный опыт. Тонкая работа художников фильма сделала красивыми даже те куски фильма, где нет вроде бы ничего примечательного.
Батлер выглядит героем баллады или сказки, которые имеют в Америке своих героев, кто знает, были ли в основе реальные люди ? Это великан-лесоруб Пол Баньян, силач Кемп Морган, который бурил нефтяные скважины, ковбой диких прерий Пекос Билл, добрый фермер Джонни Добрая Душа. На самом деле, каждый может стать героем баллады, если его история окажется поучительной.
Выводы из историй, которыми обычно заканчиваются притчи, предоставлено сделать зрителям. Какие-то как нельзя актуальны, например о том, что дрессированная курица может быть интереснее толпе чем художественные тексты Шелли и Шекспира. Оглянитесь, вы живете как раз в таком мире.