В дискуссии
под прошлым постом выяснилось расхождение в определениях.
Качество современных учебников не ухудшается. Надо просто помнить, что полезность для усвоения материала - это не всегда тот критерий, по которому учебник оценивается.
Качество - это соответствие формальным, а чаще всего - неформальным требованиям, которые формируются на основе потребностей. Потребности школьной системы и общества очень сильно расходятся. Сейчас учебники ориентируются на учителей. Они облегчают им работу, упрощают жизнь, поднимают цифры в отчётности. Остальное системе образования как-бы не очень интересно.
Посмотрите, насколько повысилось качество современных методов обучения и обучающий материалов.
Чиновникам проще: понимание - достаточно сложный критерий. Владение знаниями - критерий плохо формализуемый. Гармоничность развития - вообще что-то из области философии. А так, прогнали детей по стандартным тестам, посчитали средний балл, записали в отчёт, отрапортовали. Если получилось слишком низко, на следующий год задания упростили, лишние темы из учебников выкинули. Или перевели области знания в факультатив, а учебники просто отменили.
Учителю проще: не надо объяснять взаимосвязи, достаточно чтобы запомнили конкретное правило или конкретный факт. Не запомнили - сами виноваты. И те темы, которые учителя сами не понимали, тоже убраны. И вопросов ученики не задают. Нет в учебниках ничего такого, что их вызвать может.
Родителям проще: требования к школьникам упрощаются. Теперь не надо тратить много времени и вспоминать, что учили много лет назад. Не надо бояться, что дети увидят, что родители не тянут. Всё решается элементарно. Что не решается, находится в интернете.
Школьникам проще: не надо думать - все задания можно скопировать с Википедии. Что вставляется в ответ - можно угадать. Для особо продвинутых можно прочитать предыдущую страницу и вставить ответ оттуда, из предложения, выделенного цветом.
И, главное, нет в учебнике ничего, что вызывает чувство неполноценности. Всё просто, понятно, красиво и разложено по полочкам. Даже, если не зазубрил, всё равно видно, что это просто ерунда, на которую просто времени тратить жалко. Совершенно отдельный кусок из груды фактов. Получил хорошую оценку - молодец! Нет - ничего страшного. Одной страницы Википедии больше - одной меньше. Зачем голову забивать? Надо будет, потом прочитать можно. (Или просто в квадратик для ответа скопировать не читая.)
Запомнил - сдал - забыл.
Понятно, что я со своими требованиями к обучению, к учебникам, да и к самой школьной программе выгляжу на этом фоне белой вороной.