Этнографическое

Sep 26, 2016 19:16

Перед отъездом решил поднять неисследованный пласт культуры и с детьми просмотрел массу материалов по немецкой истории.

makkawity поднял вопрос, почему Корея не Германия, и насколько маловероятен немецкий сценарий слияния Севера с Югом по образцу слияния Запада с Востоком. Ответ, с моей точки зрения прост:

1. У Кореи отсутствует мощнейший пласт объединяющей культуры.

Да, именно все эти люди из школьных учебников от Лютера, Братьев Гримм, Шиллера, Гёте и до Брехта, Манна и занудного эссэсовца с Нобелевской премией, Гюнтера Грасса.

То есть, великие деятели культуры, может, и есть, но не на том уровне, на котором их не стыдно предъявить на мировом культурном рынке, в отличие от Японии с Хокусаем и Муруками.

2. В Корее отстутствуют великие объединители в качестве исторических образцов.

Опять же, я имею ввиду не то, что было между царствами Когурё и Силла, а личностей масштабов Карла Великого, Фридриха Великого, Бисмарка (просто канцлера) и того же Гитлера.

Когда культурная ткань слишком тонкая, объединению будут препятствовать даже мелкие экономические и социальные противоречия.

Что касается вышеупомянутого поста, там список противоречий опирался на официальную, но не совсем правдивую историю объединения Германии. Под катом сокращённый и упрощённый рассказ о том, про что не пишут в учебниках истории.

Про то, как снесли Стену и вырыли на её месте глубокий ров

Первым делом, объединение Германии в том виде, как оно произошло, - это цепь ошибок, глупостей, случайности и везения.

Не смотря на написанное про культуру, два немецких государства вполне могли бы сосуществовать по сию пору. Деление было не такое глупое и проходило по культурным и историческим границам.

Также нельзя сказать, что две Германии любили друг друга. Нет более психованных людей, чем старожилы Западного Берлина. Они бросались в магазины, закупать продукты, когда в какой-нибудь Эфиопии вспыхивал мятеж или Красные Кхмеры шли в наступление.

С другой стороны, противоречия не были принципиальными. Как в Северной Корее образ дьявола создан вокруг войск США, а не тех южнокорейских частей, которые занимались карательными операциями. В Германии было идеологически-историческое противостояние красного террора СССР против империалистического капитализма США. Немцы были жертвами.

И не стоит забывать роль шпионов Штази. В своё время они очень помогли сближению ФРГ с ГДР.

Я бы сказал, что культурное единство обеспечило базу. Над ней людьми в ГДР двигала зависть: они хотели жить как на Западе. В ФРГ вопрос был о наследии поражения в войне: не очень приятно, когда об этом напоминает карта мира.

Плюс, не стоит забывать, что в подкорке на обеих сторонах всё ещё сидели "Один народ, одна страна, один Фюрер". (Вот, как раз с фюрером была проблема. Коль на вождя вполне тянул, в отличие от верхушки ГДР, представленной престарелыми маразматиками, потому при объединении её и подмяли. Хотя, молодые аппаратные крысы ловко пролезли наверх и сейчас вполне удачно обжились в верхних эшелонах политики и бизнесе).

Но всего этого было слишком мало, чтобы объединить страны. Не было никаких "массовых беспорядков", никаких "протестов против кровавого режима". Было желание, но не было воли. Стену снёс забавный юридический казус.

В целях ослабления вожжей и получения экономических бенефитов верхушка решила разрешить выезд в ФРГ. Один не очень умный политик ляпнул, что выезжать можно. И что выезжать можно прямо сейчас.

Законопослушный немецкий народ увидел это в телевизоре, поверил, обрадовался такому счастью и массово рванул к пропускным пунктам. Причём, рванул толпами, сдержать которые никаких сил не было. Давить советскими танками их было бесполезно. Да и бессмысленно. Это был не бунт, а экскурсия. Тем более, что с другой стороны тоже были толпы встречающих.

Доблестные защитники границы, которым ещё вчера было приказано стрелять, не получили никаких указаний. Нет ничего беспомощнее немца без инструкции. Палить по толпе под свою ответственность - это никакой немецкий чиновник, даже военный, себе позволить не может.

Был вечер. Толпа напирала. ЦК отдыхал, ответственные работники, с которыми удалось связаться, панически молчали. Слух пошёл, ошибочная информация завладел умами и исправить это не было никакой возможности.

В результате, пограничники начали шлёпать в документы забавный штамп о том, что предъявитель сего выехал из социалистического рая без права возвращения. Отстоявшие очередь, хватали бумаги и бежали в страну колбасы и пива, не задерживаясь для выяснения формальностей.

Прошло бы в Западной Берлин через пропускные пункты тысяча или две, не было бы проблем. Сказали бы потом «Извините. Хотели - получите». Но люди шли толпами. Под это дело многие решили, что в новых условиях и Стена не действительна. Оцепление попыталось сдерживать социалистическую законность. Но толпа с обеих сторон была огромной и особо ретивые уже нарушали границу, не дожидаясь формальных процедур.

Немецкие ответственные лица приняли единственное правильное в этой ситуации решение - смылись.

Короче, для объединения по немецкому сценарию Великий Ын, известный под неформальной кличкой Щёчки, просто должен ляпнуть перед телекамерой, что теперь можно пешком в Южную Корею за пивом и с закупленной жратвой обратно. Через год придётся менять карты. (Причём, Ын и верхушка останутся на важных должностях в объединённой Корее).

Практически, после падения Стены старые структуры прекратили действовать, и в ГДР началась настоящая демократия. Отмена дурацких законов. Инициатива снизу. Отсутствие государственного принуждения. Развитие коммерческих и общественных структур в условиях свободного общества. Но через год пришли чиновники из ФРГ и всё это дело придушили.

После того, как Стена пала, что де факто объединило страну, начались переговоры и консультации. У меня необоснованные подозрения, что основная задача политиков ГДР была подороже продаться. То есть, их интересовало развитие страны и сохранение благосостояния граждан, а собственная карьера и обеспечение будущего в новой системе. При этом Коль просчитывал возможности получить большинство на следующих выборах. Потому вместо болезненных процедур была выбрана стратегия покупки населения ГДР материальными благами.

Москву при этом не особо спрашивали. Говорят про то, что Горби по доброте душевной всё подарил. Но я подозреваю, что невмешательство просто купили. Включая обещание потепления торговых отношений с СССР на верхнем уровне и закупку военных секретов в обмен на видеомагнитофоны и телевизоры у отъезжающих советских войск на самом нижнем.

Самое смешное, что ГДРовские пенсионеры получают пенсии больше ФРГешных. Причём, им ещё и идут надбавки за стукачество, потому что Штази аккуратно платила отчисления в социальные кассы.

При этом Коль совершил массу непростительных ошибок. Например, объединение валюты, которое убило нарождающееся предпринимательство в ГДР и сделало этот регион безнадёжно дотационным.

Также под объединение был создан не только всем известный поток бабла из Западной Германии в Восточную, но ещё была введена масса инициатив по «подъёму экономики». Так как это делали чиновники, были созданы беспрецендентные возможности для обогощения вполне легальными но не очень честными путями. В частности, люди, чьи вложения были только писмьенный стол, стул и телефон, получали миллионные субсидии; "инвесторы" приходили и фактически разрушали предприятия ГДР (никому не нужны конкуренты); был совершенно дикий строительный бум под налоговые льготы (пустые офисные здания до сих пор не понятно, куда девать)...

Промышленность ГДР была сравнительно развитой, но важна не разница уровней, а само наличие неравновесного состояния. Снести старые цеха и построить на этом месте современный завод гораздо выгоднее, чем пытаться модернизировать «немного технологически отсталое предприятие». Практически тот же сценарий происходит при продвижении в Европу. Концерны приходят, строят заводы, а потом бегут в страны, где условия лучше, а персонал дешевле. В результате, промышленность разрушена и получилась дотационная дыра, которую приходится постоянно затыкать баблом.

Ходят слухи о том, что после объединения провели деГДРизацию. Воздав всем по заслугам, уволив толпы народу с запретом на профессию и раскрыв акты Штази.

Всё это правда, но не совсем. Люди в Штази очень вовремя пропустили акты через шрёдер. Большая часть их не сохранилась. По некоторым признакам, информатором была и фрау Меркель. Кстати, один внештатный сотрудник приходился на 80 жителей. Некоторые федеральные земли открыли архивы, другие решили, что лучше тайна останется тайной.

Что же касается массовых увольнений, просто бесполезными стали многие госструктуры. Совершенно аналогично за ненужностью было много чего упрощено и в ФРГ. (Например, Шрёдер закрыл направление разведки против России. )

Сейчас ГДР отыгрывается на ФРГ. Не только тем, что высасывает деньги за солидарность, но и проводя в политику людей с социалистическим душком. Широка на бывших социалистических территориях также поддержка правых.

Те, кто хотел работать, давно уехали. Приехавшие с Запада профессиональные чиновники и политики картины не меняют. Да, это Германия. Что-то движется. Что-то развивается. Но разрушения от объединения не залечить. Те же беженцы не работают потому, что не могут, не знают язык, не обучались правильным специальностям. В это время, ГДР подрастает уже третье поколение профессиональных безработных.

germany, economics, ru, korea

Previous post Next post
Up